Профильное обучение и предпрофильная подготовка как ресурс социально- экономического развития Санкт-Петербурга. Л.С.Илюшин Начальник сектора модернизации образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга, д.п.н.
Профилизация – «миссия» современной школы в расширяющемся пространстве образовательных услуг Санкт-Петербурга - дальнейшая концентрация высокотехнологичного и наукоёмкого производства в регионе; - дальнейшая концентрация высокотехнологичного и наукоёмкого производства в регионе; - реализация проекта «Наукоград», повышение эффективности научно-исследовательских программ; - реализация проекта «Наукоград», повышение эффективности научно-исследовательских программ; - развитие региона как национального и европейского образовательного центра; - развитие региона как национального и европейского образовательного центра; - повышение эффективности усилий, способствующих повышению роли Санкт-Петербурга как мирового культурного центра; - повышение эффективности усилий, способствующих повышению роли Санкт-Петербурга как мирового культурного центра; - осуществление мер социально-экономического характера, направленных на укрепление демографической ситуации в городе. - осуществление мер социально-экономического характера, направленных на укрепление демографической ситуации в городе.
Предпосылки развития профильного обучения в Санкт-Петербурге начало 90-х годов - первые «авторские школы», «индивидуальные маршруты» учащихся, авторские программы и методики педагогов-практиков. начало 90-х годов - первые «авторские школы», «индивидуальные маршруты» учащихся, авторские программы и методики педагогов-практиков. реформы 2001 – 2003 гг. Две тенденции: 1.самостоятельность в выборе стратегии развития 2. построение инвестиционной матрицы города. реформы 2001 – 2003 гг. Две тенденции: 1.самостоятельность в выборе стратегии развития 2. построение инвестиционной матрицы города.
Условия эффективной интеграции задач развития города в целом и каждого образовательного учреждения. Расширение и технологическое оснащение (прежде всего средствами ИКТ) информационного поля, обеспечивающего достаточный уровень компетентности принимаемых управленческих решений. Расширение и технологическое оснащение (прежде всего средствами ИКТ) информационного поля, обеспечивающего достаточный уровень компетентности принимаемых управленческих решений. Модернизация постдипломного педагогического образования и повышения квалификации с учётом задач профильной школы. Постепенный переход от традиционной системы периодического повышения квалификации к такой практике, когда педагог имеет возможность широкого выбора форм, способов, содержания собственного профессионального развития. Модернизация постдипломного педагогического образования и повышения квалификации с учётом задач профильной школы. Постепенный переход от традиционной системы периодического повышения квалификации к такой практике, когда педагог имеет возможность широкого выбора форм, способов, содержания собственного профессионального развития. Изменение качества образовательной мотивации учащихся, создание условий для компетентного выбора собственного образовательного и профессионального маршрута. Модернизация системы профессиональной ориентации учащихся, в т.ч. с опорой на действующую сеть районных психолого-педагогических медико- социальных центров, а также через развитие психологической службы в школах. Изменение качества образовательной мотивации учащихся, создание условий для компетентного выбора собственного образовательного и профессионального маршрута. Модернизация системы профессиональной ориентации учащихся, в т.ч. с опорой на действующую сеть районных психолого-педагогических медико- социальных центров, а также через развитие психологической службы в школах.
Статистика распространённости «профилей» в ОУ Санкт-Петербурга «Универсальный» - 24,6% «Универсальный» - 24,6% Филологический – 14.3% Филологический – 14.3% Информационно-технологический – 11.7%; Информационно-технологический – 11.7%; Физико-математический – 11.1%; Физико-математический – 11.1%; Социально-гуманитарный – 10.0%. Социально-гуманитарный – 10.0%.
Рекомендации педагогической проблематики, касающиеся совершенствования образовательной практики в контексте развития профильного обучения: - организация внутрисетевого взаимодействия образовательных учреждений, развитие практики социального партнёрства; - организация внутрисетевого взаимодействия образовательных учреждений, развитие практики социального партнёрства; - расширение педагогического инструментария оценки знаний учащихся; применение методик «компетентностного подхода», в т.ч. «портфолио» и накопительной системы баллов; - расширение педагогического инструментария оценки знаний учащихся; применение методик «компетентностного подхода», в т.ч. «портфолио» и накопительной системы баллов; - построение образовательной среды школы, включающей потенциал системы дополнительного образования на базе ОУ. - построение образовательной среды школы, включающей потенциал системы дополнительного образования на базе ОУ.