1 16.02.112 СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ 16.02.113 Цели: Познакомить педагогов с классификацией групп риска учащихся, которые с наибольшей вероятностью могут испытывать.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологическая подготовка к Единому государственному экзамену детей группы риска Различные формы психологической поддержки Групповые психологические занятия.
Advertisements

Перфекционисты и «отличники" Им недостаточно выполнить минимальный объем заданий. Им нужно сделать все,причем безошибочно. Есть еще один камень преткновения-
Стратегии работы с детьми группы риска. Гипертимные дети « Застревающие » детиАудиалы и кинестетики.
Психологическая подготовка к Единому государственному экзамену детей группы риска.
ГОТОВИМ к ЕГЭ и ГИА Стратегии работы учителя с детьми групп риска Подготовила Кожевникова Л. М Педагог-психолог МКОУ «Березовская СОШ»
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ Педагог - психолог высшей квалификационной категории МБОУ « Гимназия 14 г. Йошкар.
Значимые психологические характеристики требуемые при сдаче ЕГЭ: Высокая мобильность, переключаемость. Высокая мобильность, переключаемость. Высокий уровень.
С ТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ НА ЭКЗАМЕНЕ МОУ ППМС «Центр диагностики и консультирования» 2009.
Психологическая подготовка к ЕГЭ Дети групп риска.
Трудности, связанные с личностными особенностями старшеклассников.
Психологические аспекты подготовки к ЕГЭ индивидуально-типологический подход.
« Экзамены : единственная возможность знать хоть что - то хотя бы несколько дней » Жорж Элгози « Экзамены : единственная возможность знать хоть что -
ЕГЭ: ТРУДНОСТИ И СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. Советы психолога.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА И ЕГЭ.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ.
Психологическая подготовка к ГИА (ЕГЭ). Наиболее значимые психологические характеристики, которые требуются в процессе сдачи ЕГЭ: высокая мобильность,
Трудности и стратегии поддержки старшеклассников.
Родительское собрание «Психологическая подготовка к Единому государственному экзамену»
Психологическая подготовка к Единому Государственному Экзамену: стратегии работы с детьми группы риска.
ЕГЭ: ТРУДНОСТИ И СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.
Транксрипт:

1

СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ

Цели: Познакомить педагогов с классификацией групп риска учащихся, которые с наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения при сдаче единого государственного экзамена; Познакомить педагогов с классификацией групп риска учащихся, которые с наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения при сдаче единого государственного экзамена; Рассмотреть некоторые возможные способы оказания психолого-педагогической поддержки выпускникам. Рассмотреть некоторые возможные способы оказания психолого-педагогической поддержки выпускникам.

КЛАССИФИКАЦИЯ групп риска Правополушарные дети Дети-синтетики Тревожные дети Неуверенные дети Дети, испытывающие недостаток произвольности психических функций и самоорганизации Перфекционисты и «отличники» Астеничные дети Гипертимные дети «Застревающие» дети Аудиалы и кинестетики

ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИ

Основные трудности: возникновение затруднений при необходимости четко логически мыслить, структурировать. возникновение затруднений при необходимости четко логически мыслить, структурировать. они хорошо справляются с гуманитарными предметами, испытывая сложности с предметами естественно-математического цикла. они хорошо справляются с гуманитарными предметами, испытывая сложности с предметами естественно-математического цикла. тестирование исключительно сложно для правополушарных детей. тестирование исключительно сложно для правополушарных детей.

ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИ Стратегии поддержки: На этапе подготовки. Чтобы учебный материал лучше усваивался, правополушарным детям важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки. Сухой теоретический материал важно проиллюстрировать примерами или картинками. На этапе подготовки. Чтобы учебный материал лучше усваивался, правополушарным детям важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки. Сухой теоретический материал важно проиллюстрировать примерами или картинками. Во время экзамена. Правополушарным детям имеет смысл пробовать свои силы не столько в простейших тестовых заданиях (типа А), сколько там, где требуется развернутый ответ. Им это будет проще. Возможно, именно с таких заданий им стоит начинать, а уже потом переходить к тестам множественного выбора (к заданиям типа В и С). Во время экзамена. Правополушарным детям имеет смысл пробовать свои силы не столько в простейших тестовых заданиях (типа А), сколько там, где требуется развернутый ответ. Им это будет проще. Возможно, именно с таких заданий им стоит начинать, а уже потом переходить к тестам множественного выбора (к заданиям типа В и С).

ДЕТИ - СИНТЕТИКИ

Основные трудности: редко концентрируются на одной проблеме, им свойственно рассматривать ее в широком контексте, во взаимосвязи с другими, соотносить полученные знания с личным опытом и мнениями других. могут испытывать затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами.

ДЕТИ - СИНТЕТИКИ Стратегии поддержки: На этапе подготовки. На этапе подготовки. Развивать у синтетиков аналитические навыки, учитывая, что общий ход их деятельности от общего к частному. При изучении каждой темы важно ее обобщить, выделить основные блоки и наполнить их конкретным содержанием. При работе с тестами синтетиков нужно ориентировать на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь? Во время экзамена. Во время экзамена. В начале работы синтетикам стоит ознакомиться с материалом в целом: просмотреть имеющиеся задания, бегло ознакомиться с их содержанием. Это поможет им сориентироваться. Синтетикам может помочь составление общего плана деятельности в самом начале работы. Кроме того, на экзамене им важно опираться на умение выделять главное в каждом вопросе.

ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ

Основные трудности: Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной ЕГЭ для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым. Наиболее трудной стороной ЕГЭ для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.

ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ Стратегии поддержки: На этапе подготовки. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности. Задача взрослого создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. Во время проведения экзамена. Обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: «Я здесь, я с тобой, ты не один». Если ребенок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?» – лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверена, что ты все делаешь правильно и у тебя все получится».

НЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИ

Основные трудности: Неуверенные дети испытывают затруднения во время любого экзамена, поскольку им сложно опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение. При сдаче ЕГЭ подобные дети испытывают дополнительные сложности, поскольку принципиальное значение там имеет самостоятельный выбор стратегии деятельности, а эта задача для неуверенных детей крайне сложна.

НЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИ Стратегии поддержки: На этапе подготовки. неуверенный ребенок должен получить положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение («Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?»). Во время экзамена. «Я уверен, у тебя все получится», «Ты обязательно справишься». Если ребенок никак не может приступить к выполнению задания, предложить ему альтернативу: «Ты можешь начать с простых заданий или сначала просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?» Ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа «Подумай еще», «Поразмысли хорошенько». Это только усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания.

ДЕТИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ НЕДОСТАТОК ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ

Основные трудности: ЕГЭ требует очень высокой организованности деятельности. ЕГЭ требует очень высокой организованности деятельности. могут нерационально использовать отведенное время. могут нерационально использовать отведенное время.

ДЕТИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ НЕДОСТАТОК ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ Стратегии поддержки: На этапе подготовки. Психические функции формируются через наличие внешних опор. Поэтому на этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства. Такими средствами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения); линейка, указывающая на нужную строчку и т.д. Бесполезно призывать таких детей «быть внимательнее», поскольку это им недоступно. Во время экзамена. Таким детям требуется помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: «Ты как?», «Ты сейчас что делаешь?». Возможно также использование внешних опор. Например, ребенок может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет.

ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ И «ОТЛИЧНИКИ»

Основные трудности: Им недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно. Им недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно. Еще один возможный камень преткновения для них это необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться. Еще один возможный камень преткновения для них это необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.

ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ И «ОТЛИЧНИКИ» Стратегии поддержки: На этапе подготовки. На этапе подготовки. Таким детям необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. Во время экзамена перфекционисту нужно помочь выбрать стратегию деятельности и реализовать ее. Его можно спросить: «Какие задания ты решил сделать?» и по необходимости тактично вмешаться в его планы. В ходе экзамена можно время от времени интересоваться: «Сколько тебе еще осталось?» – и помогать ему скорректировать собственные ожидания: «Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к следующему заданию».

АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИ

Основные трудности: ЕГЭ требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени (3 часа). Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости. ЕГЭ требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени (3 часа). Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости.

АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИ Стратегии поддержки: На этапе подготовки. На этапе подготовки. Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям астеничных детей стоит получить консультацию у психоневролога или невропатолога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов. Во время экзамена астеничным детям требуется несколько перерывов, поэтому их не стоит торопить, если они вдруг прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются. Им по возможности лучше организовать несколько коротких «перемен» (отпустить в туалет и т.п.).

ГИПЕРТИМНЫЕ ДЕТИ

Основные трудности: Процедура ЕГЭ требует высокой собранности, концентрации внимания, тщательности и аккуратности, а эти качества обычно являются слабым местом гипертимных детей. С другой стороны, они, как правило, обладают хорошей переключаемостью, что помогает им справиться с экзаменационными заданиями.

ГИПЕРТИМНЫЕ ДЕТИ Стратегии поддержки: На этапе подготовки. Необходимо развивать у таких детей функцию контроля, то есть навыки самопроверки: «Сделал проверь». Кроме того, необходимо создать у таких детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ЕГЭ. Во время экзамена. Мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля: «Ты проверяешь то, что ты делаешь?» Для них возможности с кем-то общаться должны быть минимальны.

«ЗАСТРЕВАЮЩИЕ» ДЕТИ

Основные трудности: Процедура ЕГЭ требует высокой мобильности: необходимо быстро переключаться с одного задания на другое, актуализировать знания из различных разделов школьной программы. Это может представлять трудность для «застревающих» детей.

«ЗАСТРЕВАЮЩИЕ» ДЕТИ Стратегии поддержки : На этапе подготовки. На этапе подготовки. научить пользоваться часами, для того чтобы определять время, необходимое для каждого задания. Это может происходить в следующей форме: «Тебе нужно решить 5 задач за час. Значит, на каждую задачу ты можешь потратить не более 12 минут». Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться. Во время экзамена. Можно также заранее определить, сколько времени можно потратить на каждое задание на экзамене. Во время экзамена. Задача взрослого - помогать таким детям переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым: «Ты уже можешь переходить к следующему заданию». Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается.

АУДИАЛЫ И КИНЕСТЕТИКИ

Основные трудности: ЕГЭ имеет исключительно визуальную форму. Это облегчает задачу для детей-визуалов, одновременно усложняя ее для детей аудиалов и кинестетиков.

АУДИАЛЫ И КИНЕСТЕТИКИ Стратегии поддержки: На этапе подготовки. Необходимо, чтобы дети данных категорий осознали особенности своего учебного стиля и воспользовались этим знанием при повторении учебного материала. Во время экзамена. Аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух - это нужно им просто для того, чтобы осмыслить суть задания. Кинестетики могут помогать себе простыми движениями (например, подвигать ногами под столом). Им также стоит разрешить какую-то двигательную активность (например, выйти из класса).

КЛАССИФИКАЦИЯ групп риска Правополушарные дети Дети-синтетики Тревожные дети Неуверенные дети Дети, испытывающие недостаток произвольности психических функций и самоорганизации Перфекционисты и «отличники» Астеничные дети Гипертимные дети «Застревающие» дети Аудиалы и кинестетики

Благодарим за внимание! Чтобы дарить ребенку искорку знаний, учителю надо впитать море света…