Областной конкурс «Учитель года-2015» РАНЧЕНКО АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ учитель информатики и ИКТ МБОУ Талашкинская СШ Формирование информационно – коммуникационной компетентности обучающихся на уроках информатики и ИКТ средствами технологии развития критического мышления
«Учитель заинтересован в том, чтобы сформировать у школьников вдумчивый и критический подход к восприятию информации...». Г.Г. Силласте
Над понятием информационно – коммуникационной компетентности работали: Бурмакина В.Ф.Фалина И.Н. Лапчик М.П.Удалов С.Р. Шестаков А.П.
Ключевые показатели ИКТ- компетентности учащихся: 1) определение информации; 2) управление информацией; 3) доступ к информации; 4) интегрирование информации; 5) оценивание; 6) создание информации; 7) сообщение информации.
п/п Познавательные действия Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень кол-во% % % 1 Определение информации Управление информацией Доступ к информации Интегрирование информации Оценивание информации Создание информации Сообщение информации Уровень сформированности ИКТ – компетентности учащихся в 2013 г.
Противоречие - между востребованностью высокого уровня владения информационно-коммуникационными технологиями со стороны обучающихся и невозможностью достижения такого уровня в условиях использования традиционных репродуктивных, однообразных форм и методов учебной деятельности.
Проблема - формирование современной модели педагогической деятельности, которая способна обеспечить результативность работы по формированию ИКТ - компетентности обучающихся.
Цель разработать и реализовать на практике модель педагогической деятельности по формированию информационно – коммуникационной компетентности обучающихся, основу которой будет составлять интеграция информационно- коммуникационных и современных педагогических технологий.
- разработать учебно-методический комплекс, направленный на формирование ИКТ-компетентности учащихся; - разработать критериальную базу по оценке сформированности ИКТ- компетентности учащихся; - разработать систему учебных заданий и контрольно- измерительных материалов на основе применения современных педагогических технологий, включая технологию развития критического мышления; - сформировать систему семинаров, рефератов и творческих проектов; - использовать групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса с целью формирования коммуникационной культуры и опыта организации информационного взаимодействия, совместной рефлексии и саморефлексии обучающихся. Задачи
Методы формирования критического мышления (КМ)
Прием «Мозговой штурм» Прием «Корзина идей»
Метод записной книжки Хефеле Прием «Кластер»
Прием ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать) Прием «Фишбоун»
Прием «Инсерт» Прием «Синквейн»
Диаграмма: «Динамика качества знаний обучающихся МБОУ Талашкинская СШ за 2 года по классам»
Динамика количества участников и призеров конкурса «КИТ»
Динамика уровня сформированности ИКТ- компетентности учащихся в 2013/2014 г.г. п/п Познавательные действия Высокий уровень (%) Средний уровень (%) Низкий уровень (%) Определение информации Управление информацией Доступ к информации Интегрирование информации Оценивание информации Создание информации Сообщение информации
Динамика уровня сформированности ИКТ- компетентности (высокий уровень) Динамика уровня сформированности ИКТ- компетентности (средний уровень)
Результаты сформированности критического мышления учащихся 10 класса за 2 года Виды умений Умение находить недостающую информацию Умение делать и оценивать логические умозаключения Умение оценивать последовательности умозаключений Умение анализировать содержание теста Умение главную информацию на фоне избыточной Суммарный результат по тесту Маx. балл 3 балла 12 баллов 3 балла 12 баллов 2 балла г. 9 класс 1,25 б. (41,7%) 6,3 б. (52,5%) 1,3 (43% от max) 5,5 б. (46% от max) 1,75 б. (87,5%) 17 б. (53% от max) 2014 г. 10 класс 1,8 б. (60 % от max) 6,55 б. (55% от max) 2 б. (66,6%) 7,3 б. (60%) 1,9 б. (95% от max) 18,5 б. (57,8%)
Динамика количества участников в дистанционных конкурсах Класс Количество участников в конкурсе «Олимпис» Количество участников в конкурсе «Отличник»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !