Развитие ученического самоуправления
Понятие ученического самоуправления. Самоуправление – это самостоятельность субъекта в управлении собственными делами.
Самоуправление - это не вседозволенность, а участие школьников в управлении собственными делами – не делами администрации, педагогов, родителей, а своими, которые входят в компетенцию учащихся. Именно в этом состоит право на управление самостоятельно и с полной ответственностью организовать дела своего коллектива. Это могут быть, например, организация дежурства, благотворительная деятельность, благоустройство школьного двора и т.д.
Принципы деятельности органов ученического самоуправления. Открытость и доступность. Органы самоуправления открыты для всех членов ученического коллектива; все школьники могут принимать участие в самоуправленческой деятельности независимо от того, к какому первичному коллективу или объединению они относятся.
Добровольность и творчество. Предоставление права свободного выбора содержания деятельности, форм работы для достижения личных или коллективных целей в пределах оговоренной компетенции.
Равенство и сотрудничество. В ученических коллективах все – и выборный актив и рядовые члены – занимают равное положение. Члены коллектива ставятся в одинаковые условия в организации и проведении своих дел.
Непрерывность и перспективность. Органы ученического самоуправления действуют на протяжении всего учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Органы самоуправления как самоорганизуемые, самоопределяемые и самоуправляемые выражают интересы и социальные потребности самих учащихся.
Многообразие форм и направлений. Осуществление планирования и реализации определенных шагов по защите прав и интересов учащихся в различных сферах жизнедеятельности: досуг, учеба, различные виды творчества.
Обусловленность структуры и функций. В зависимости от разнообразия видов деятельности, богатства жизни коллектива, его структуры, возраста его членов необходима определенная разветвленность системы самоуправления, специализация органов, численность и состав актива.
Функции органов ученического самоуправления. Самоактивизация – приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению управленческой проблемы, систематическую работу по привлечению школьников к управлению новыми сферами деятельности.
Организационное саморегулирование – устойчивое влияние актива на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организаторских задач. Коллективный самоконтроль – постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности, поиск более эффективных путей решения управленческих задач.
Сферы деятельности органов ученического самоуправления: Учебная деятельность. - помощь неуспевающим ученикам, шефство над ними, консультирование по различным предметам. - организация дополнительных занятий силами учащихся; - урегулирование спорных вопросов с педагогами и администрацией школы по аттестации и переаттестации учащихся по различным предметам.
Научно-исследовательская деятельность. - организация факультативных занятий по разным предметам силами учащихся; - создание и регулирование деятельности детских научных обществ и клубов, проведение конференций, недели науки. - организация сотрудничества с научно- исследовательскими организациями и учреждениями, ВУЗами и т.д.
Досуг. - планирование, организация и проведение тематических вечеров, дискотек и мероприятий для детей разного возраста. - организация культпоходов в театры, кинотеатры, на выставки и т.д. - создание и организация работы творческих групп по интересам различной направленности. - организация встреч с интересными людьми города: театральными деятелями, певцами, художниками, композиторами и т.п., организация и проведение творческих конкурсов для учащихся. - организация сотрудничества с изостудиями, консерваторией и т.д.
Профориентационная деятельность. - создание и организация работы клубов по интересам. - создание банка данных об учебных заведениях города и области. - проведение профориентационных дискуссий, игровых вечеров, встреч с интересными людьми редких, сложных, популярных профессий. - организация экскурсий на предприятия города, налаживание деловых связей с различными учебными заведениями и т.д.
Информационно-социологическая деятельность. - проведение социологических исследований, опросов общественного мнения по различным актуальным проблемам. - организация работы «статистической службы», «справочной службы» по вопросам проводимых мероприятий, последних событий в школе.
Социальная защита. - выявление с помощью взрослых детей, нуждающихся в социальной помощи, привлечение их к различного рода деятельности. Правовая защита. - участие в решении конфликтных ситуаций, возникающих между педагогами и детьми, родителями и детьми. - контроль за соблюдением прав детей и сотрудников школы.
Развитие социального творчества. - подготовка, организация и проведение социальнозначимых дел, акций, мероприятий. - совершенствование работы системы самоуправления; проведение различного рода заседаний, конференций по проблемам управления. Трудовая деятельность. - организация и проведение трудовых десантов. - сотрудничество с государственными службами занятости с целью каникулярного трудоустройства учащихся.
Творческая деятельность. - создание и организация работы временных и постоянных творческих групп по интересам: сценаристы, оформители, режиссеры, актеры, музыканты и т.д. Координация деятельности существующих детских и молодежных объединений. - включение в систему самоуправления представителей действующих на базе школы детских общественных организаций. -разработка и внедрение системы взаимодействия различных объединений между собой.
Организационно-дисциплинарная деятельность. - организация школьного ученического дежурства. - участие в разработке правил и норм поведения учащихся в образовательном учреждении и контроль за их соблюдением.