ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ сложноподчиненных предложений
Запишите предложение и определите в нем второстепенный член Сердце предчувствовало (что?) недоброе. дополнение (чей?) Мой дом находится в новом районе. определение Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером. обстоятельство
Подберите к данным предложениям синтаксические синонимы: перестройте предложения так, чтобы они стали СПП Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. Дом, в котором я живу, находится в новом районе. Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер. Поставьте вопросы к придаточным предложениям предчувствовало (что?) дом (какой?) Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?)
Основные группы СПП С придаточными определительными С придаточными определительными С придаточными изъяснительными С придаточными изъяснительными С придаточными обстоятельственными С придаточными обстоятельственными
Помни! Определяя тип придаточного, задай правильно вопрос. сущ.], (который…). – придаточное определительное какой? ], (что…). – придаточное изъяснительное Вопросы косв.падежей ], (когда…). – придаточное обстоятельственное когда?
Закончите предложения, используя основные группы придаточных. В ночь на 1 января мы встречаем чудесный праздник, … сущ.], (который…). какой? Все знают, … ], (что…). что? Именно в новогоднюю ночь загадываем желания, … ], (потому что…). почему?
Определите вид СПП, расставьте знаки препинания: 1) Я взбежал по маленькой лестнице которая вела в светлицу и в первый раз отроду вошел в комнату Марьи Ивановны. (А.С. Пушкин) 2) Я ушел в каюту где уже все спали и до зари без сна лежал на койке. (И.А. Бунин) 3) Когда пьешь воду помни об источнике. (Пословица) 4) -Ты догадался, мой читатель, с кем бился доблестный Руслан? (А.С. Пушкин) Составьте схемы приложений.
Проверьте ваши схемы: 1) 1) [ … сущ.], 2) (которая …). – придаточное определительное 2) 1) [… сущ.], 2) (где …). – придаточное определительное 3) 1) (Когда …), 2) [ … ]. – придаточное обстоятельственное 4) 1) [ … ], 2) (с кем…)? – придаточное изъяснительное какой? к а к у ю? к о г д а? о ч ё м?
Вид придаточного предложения нельзя определять по союзу или союзному слову, которые служат для связи придаточных частей с главными. Чтобы правильно определить вид придаточного, необходимо учитывать: 1) к чему присоединяется придаточная часть (к слову, словосочетанию или к главной части в целом) 2) в каких смысловых отношениях находятся главная и придаточная части. Аркадий Николаевич любил, у него ёлка выходила на славу. (И.Куприн) – придаточное изъяснительное Только к концу следующего дня Кирилл выбрал минуту, послать Аночке записку. (К.Федин) – придаточное цели чтобы ч т о? с какой целью? чтобы
Определите вид придаточного. 1) В лесу надо действовать так, чтобы растерянность не приходила к тебе. (М.Пришвин) 2) А надо бы заснуть, чтобы рука завтра не дрожала. (М.Лермонтов) 3) А еще не бывало такого зеркала, чтобы мир полностью отразился в нем. (Л.Леонов)
Проверьте: 1) В лесу надо действовать так, чтобы растерянность не приходила к тебе. (М.Пришвин) – придаточное обстоятельственное 2) А надо бы заснуть, чтобы рука завтра не дрожала. (М.Лермонтов) – придаточное обстоятельственное 3) А еще не бывало такого зеркала, чтобы мир полностью отразился в нем. (Л.Леонов) – придаточное определительное к а к ? с какой целью? к а к о г о ? ук. мест.
Запишите, расставьте знаки препинания. Определите вид придаточного. Составьте схемы. Дети знают что такое благодарность и умеют сохранять её надолго. Тот день когда ты оторвёшься от коллектива будет началом конца. Морозка смотрел как бегут меж лодок белые кружочки пены. Если жизнь тебя обманет не печалься не сердись. Пока ходить я умею я буду идти вперёд
Домашнее задание П.10, упр.91