Реализация воспитательной, профилактической, информационно-просветительской деятельности педагогического коллектива школы по реализации профилактических программ Котляр Валентина Александровна, социальный педагог МБОУ «СОШ 27 с УИОП» города Старый Оскол Белгородской области
Мир ценностей современной молодежи широк и противоречив. Сегодня она живет интенсивно, не всегда правильно ориентируясь в социальной действительности. В настоящее время стала острой необходимостью профилактика среди несовершеннолетних правонарушений и преступлений, безнадзорности, насилия, употребления психоактивных веществ, наркотиков, алкоголя, табакокурения, сохранение физического и психического здоровья, пропаганда толерантности в молодежной среде, предупреждение терроризма и экстремизма. Профилактическое воспитание детей и подростков является приоритетным направлением в работе школы с детьми, подростками, с семьёй. Данные функции в общеобразовательном учреждении выполняет педагогический коллектив школы, но основная роль принадлежит классным руководителям, социальному педагогу, педагогу-психологу.
Цель профилактической работы: создание единого социально – образовательного и воспитательного пространства школы по защите прав детей, предупреждению правонарушений, преступлений, насилия в детской и подростковой среде и профилактике наркомании, токсикомании, алкоголя, курения среди школьников. Задачи: создать систему и условия социально – психолого - медико- педагогической и помощи детям; проводить мероприятия по профилактике правонарушений, преступлений, насилия в детской и подростковой среде, предупреждению безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению к правам человека; научить школьников делать осознанный выбор и решать возникшие проблемы самостоятельно в процессе социализации и адаптации и противостояния вредным привычкам и формировать у школьников отношение к здоровью как бесценному дару природы; осуществлять взаимодействие с учреждениями по защите прав детей, предупреждению правонарушений, преступлений, насилия в детской и подростковой среде и профилактике наркомании, токсикомании, алкоголя, курения среди школьников; оказывать помощь педагогам и родителям в приобретении специальных знаний и навыков воспитания несовершеннолетних детей и подростков.
Профилактическая деятельность основывается на принципах: законности, демократии, гуманного отношения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к детям и подросткам, конфиденциальности и ответственности за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних. Возникающие проблемы решаются на основе взаимодействия школы с правоохранительными органами, прокуратурой, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, управлением по делам молодёжи, управлением социальной защиты населения, учреждениями медицины.
Гарантия прав участников воспитательной работы осуществляется на основе соблюдения нормативно – правовых документов, регламентирующих практическую реализацию профилактики : - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; - Всеобщая декларация прав человека г.; - Декларация прав ребёнка г.; - Конвенция о правах ребёнка 1989 г.; - Конституция Российской Федерации от г.; - Семейный кодекс РФ от г.; - Кодекс РФ «Об административных правонарушениях»; - Межведомственный комплексный план мероприятий по профилактике проявлений терроризма и экстремизма на территории Белгородской области на годы; - Долгосрочная целевая программа профилактики правонарушений, борьбы с преступностью, обеспечения дорожного движения на территории Старооскольского городского округа на годы; - Долгосрочная целевая программа Профилактика правонарушений, борьба с преступностью, обеспечение дорожного движения в Белгородской области на годы; - Долгосрочная целевая программа «Комплексные меры профилактики немедицинского потребления наркотических средств и их аналогов, противодействия их незаконному обороту в Белгородской области на годы; - Областная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита их прав».
Критерии оценки достижения планируемых результатов: - наличие системы профилактической работы в школе по обучению школьников знаниям и практическим навыкам обеспечения здорового образа жизни; - сформированность интереса детей и подростков к своему здоровью наличие стойкой мотивации на здоровый образ жизни; - наличие комфортной, психологически здоровой среды, способствующей воспитанию у детей привычек и потребностей в здоровом образе жизни; - вовлечённость в волонтёрское движение школьников из числа «трудных» подростков; -педагогическая культура, психолого-педагогическая грамотность родителей; - сформированность личности выпускника, который должен быть: осознающим ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; социально активным, уважающим закон и правопорядок, соизмеряющим свои поступки с нравственными ценностями, осознающим свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; осознанно выполняющим правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
Классными руководителями и социальным педагогом используются разнообразные формы работы по формированию убеждений, мировоззрения, личностных качеств – ответственности, медико – социально - психологической компетентности: лекции, практикумы, беседы, тренинги, часы общения, собеседования, наблюдения, праздники, конкурсы, акции, ток-шоу, семейные вечера, конференции, дискуссии, диспуты, месячники, декадники, консультации, рейды, посещения семей, родительские собрания, участие в исследовательской работе и проектной деятельности, волонтёрская деятельность старшеклассников, семинары, мониторинг социально – этнического контингента школьников, знакомство с нормативными документами, встречи с работниками правоохранительных органов.
В работе с родителями по обеспечению и защите прав несовершеннолетних проводятся: индивидуальные консультации, волонтёрская деятельность старшеклассников, семинары, мониторинг социально – этнического контингента школьников, знакомство с нормативными документами, профилактические беседы, встречи с работниками правоохранительных органов.
В профилактической работе используются: вовлечение в деятельность по охране здоровья, обучение культуре использования свободного времени, обучение формам саморегуляции в деятельности и общении, информирование о возможных негативных последствиях вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни, формирование экологической культуры, контроль и регулирование валеологической культуры во внутришкольной жизни детей и подростков. Система деятельности педагогического коллектива по педагогической поддержке несовершеннолетних включает: - выявление школьников, склонных к правонарушениям; - вовлечение обучающихся в разные виды активной социальной деятельности; Определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии.
Для обеспечения последовательности в реализации системной профилактики проводится социально - психологический мониторинг, ориентированный на формирование элементов системы социально - психологической поддержки несовершеннолетних подростков и организацию совместной работы педагогического коллектива, родителей и обучающихся. В процессе мониторинга проводятся: - ежегодный анализ заместителем директора по ВР итогов текущих мониторинговых наблюдений по профилактической работе, реализации программы и рассмотрение его на заседаниях Совета школы, родительского комитета школы, педагогического совета, совещаниях при директоре, заседаниях методических объединений; - отчёт социального педагога о работе с социально – незащищённой категорией семей и воспитательной работы школы; - анализ данных о состоянии здоровья и результатов динамики изменений физического развития детей и подростков по годам; - отчёты классных руководителей на заседаниях методических объединений. Успех данной работы возможен при комплексном системном подходе к формированию активной жизненной позиции, здоровом образе жизни семьи и подростков на основе использования воспитательного потенциала семьи, школы, социума, объединения усилий социального педагога, классных руководителей, учителей, администрации, родителей.
Воспитательная работа по профилактике проводится в соответствии с комплексным планом, который содержит 6 блоков, в каждом из которых, указаны: направления деятельности, цель, содержание деятельности, перечень мероприятий. Реализация плана обеспечивает получение необходимого объёма знаний и практических навыков всеми участниками. Данная работа позволяет иметь положительные результаты: за период с 2006 по 2013 год в школе нет детей и подростков, совершивших правонарушения и преступления.
Блок 1 Направление деятельности: организационно – методическое, информационное обеспечение профилактической работы/ Цель: Ознакомление педагогов, родителей и школьников с Уставом школы и Конвенцией ООН «О правах ребенка» и нормативно – правовыми документами, регламентирующими организационно методическое, информационное, и практическое обеспечение профилактической работы. Содержание деятельности (1 -11 классы) - Изучение вопросов прав и обязанностей родителей и школьников по реализации ЗОЖ. - Сотрудничество с медицинской службой школы педагогов и родителей по профилактике ЗОЖ. - Профилактическая работа по предупреждению дорожно- транспортных происшествий, технике безопасности, пожарной, экологической, электробезопасности, привитию навыков безопасного поведения. - Изучение правил эвакуации при возможной угрозе террористических актов. -Проведение совместной работы с инспектором ОДН УМВД, участковым уполномоченным, зональным инспекторам по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. - Организация и проведение встреч и бесед по ЗОЖ с работниками ЦПМСС и наркологии. - Заседания Совета общественности.
Блок 2 Направление деятельности: основы личной гигиены, предупреждение инфекционных заболеваний, ВИЧ/СПИД, личная безопасность и профилактика травматизма. Цель: Получение знаний об организме человека, формирование навыков гигиены и ухода за собой. Формирование прочных базовых знаний, навыков здорового образа жизни, техники безопасности, пожарной, экологической безопасности и электробезопасности, привитие навыков безопасного поведения.
Блок 3 Направление деятельности: профилактика и пропаганда здорового образа жизни в подростковой среде, формирование негативного отношения несовершеннолетних к психоактивным веществам, наркотикам их незаконному обороту, алкоголю и курению. Цель: формирование общих представлений о психоактивных веществах и пропаганда здорового образа жизни. Содержание деятельности классы Общее представление о психоактивных веществах. Вред табачного дыма. Алкоголь и его опасность для детского организма. Ранняя профилактика вредных привычек. Выработка правил здорового образа жизни. 8 – 9 классы Побочные явления и последствия ПАВ. Состояние интоксикации. Болезни человека, связанные с употреблением ПАВ, наркотиков, алкоголя и табака. Отказ от их употребления. Сформированность навыков отказа от курения. Возможности проведения свободного времени и решения конфликтных ситуаций. Навыки критического переосмысления информации получаемой от сверстников. 10 – 11 классы Юридическая и личная ответственность за распространение и употребление ПАВ и наркотиков. Осознание коммерческого характера рекламы алкогольных напитков и табачных изделий. Умение себя критически оценивать. Уголовная ответственность за хранение и распространение наркотиков.
Блок 4 Направление деятельности: профилактика правонарушений, преступлений, безнадзорности, сквернословия. Формирование толерантности среди несовершеннолетних. Цель: Организация и реализация участниками программы системной и целенаправленной деятельности по социально – педагогической профилактике, раннему выявлению и предупреждению отклоняющегося поведения детей и подростков, содействию создания условий толерантного поведения. Содержание деятельности: Социально – педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов. Социально – педагогическая защита прав ребёнка. Обеспечение поддержки семье в формировании личности школьников. Проведение консультаций обучающихся, родителей, педагогов по вопросам правовой информированности.
Мероприятия Изучение документов, личных дел, детей поступающих в школу. Выявление и учёт социального статуса учащихся. Составление банка данных социально – незащищённых семей и детей. Изучение и анализ культурно – бытовых отношений в семьях учащихся. Социально – педагогическая диагностика и выявление личностных проблем детей и подростков. Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети – инвалиды, опекаемые, малообеспеченные, многодетные). Раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения школьников. Проведение профилактической работы с детьми и подростками девиантного поведения.. Защита прав и интересов несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, подвергшихся насилию и агрессии со стороны взрослых. Раннее выявление неблагополучных и проблемных семей. Повышение педагогической культуры родителей, совершенствование семейного воспитания.. Пропаганда правовых знаний среди школьников и родителей.. Участие в проведении межведомственных профилактических операций – «Подросток», «Каникулы». Организация досуга детей в каникулярное время. Проведение месячников по профилактике правонарушений и преступлений. Проведение заседаний Совета профилактики.
Блок 5 Направление деятельности: семья и школа – партнёры в воспитании и сохранении здоровья детей. Цель: Повышение психолого - педагогической культуры родителей. Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании и предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков. Содержание деятельности Изучение действующих правовых и нормативных актов по вопросам организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи. Анализ, обобщение и распространение опыта взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка. Организация и проведение родительского всеобуча, развитие разнообразных форм психолого-педагогического просвещения родителей, повышение их культурно-образовательного уровня с учетом различного социального положения семей.. Распространение положительного семейного опыта. Обследование жилищно – бытовых условий семей и детей и составление актов. Изучение и анализ социально-педагогических проблем семьи и поддержка семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Индивидуальные беседы с учителями - педагогическая поддержка слабоуспевающих детей. Ведение программ и дневников наблюдений состоящих на ВШК, в УМВД, КДН. Индивидуальная работа с несовершеннолетними склонными к пропускам занятий. Правовое информирование родителей, изучение нормативно – правовых документов об ответственности родителей за воспитание, обучение и развитие детей.
Блок 6 Направление деятельности: работа с педагогами и сотрудничество с межведомственными и общественными организациями. Цель: Организация методической помощи классным руководителям в работе с подростками девиантного поведения. Взаимодействие школы с различными учреждениями по профилактике безнадзорности и правонарушений, оказанию помощи детям в решении проблемных ситуаций в семье, консультированию по вопросам воспитания. Содержание Учебно-просветительская работа среди учителей, классных руководителей в области негативного влияния ПАВ, курения на организм человека, психологической и правовой помощи подростку. Анализ профилактической работы правонарушений, наркомании, курения, употребления алкоголя.
Школа сегодня является важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества. Только совместными усилиями родителей, педагогов, общества можно формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, осуществлять меры социальной защиты здоровья детей и профилактической работы.