Тема: Здоровьесберегающая деятельность МОУ «СОШ1 р.п. Базарный Карабулак Саратовской области». р.п. Базарный Карабулак 2009 год. «Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечивает здоровье детей, использует здоровьесберегающие педагогические технологии.» В. Н. Касаткин Автор: учитель физической культуры Тимохин В. В. МОУ «СОШ 1».
2 Причины ухудшения здоровья детей: Интенсификация обучения учащихся. Гиподинамия и гипоксия. Ухудшение питания. Факторы социального риска. Факторы экологического риска.
Проблема: Создание оптимальных условий для реализации комплексной системы по оздоровлению учащихся и формированию здорового образа жизни. Основы здоровьесберегающей деятельности ОУ - это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. 3
Задачи: Создать здоровьесберегающую инфраструктуру школы. Обеспечить рациональную организацию образовательного процесса. Совершенствовать физкультурно- оздоровительную работу. Использовать просветительско- воспитательную работу с учащимися, направленную на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Организовать системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями. Активизировать медицинскую профилактику мониторинг и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся. 4
Принципы здоровьесберегающей педагогики: 1.Целостность. 2.Комплексность. 3. Триединое представление о здоровье. 4.Безопасность. 5. Возрастная адекватность. 6. Социокультурная адекватность. 5
6 Структура здоровьесберегающей деятельности. Здоровье учащихся Физическое Социальное Психическое Профилактика возникновения вредных привычек Просветительная работа о ЗО Ж Активизация познавательной деятельности Работа социального педагога с трудными подростками Чествование одаренных детей в учебно-воспитательной и спортивной деятельности Соблюдение санитарно- гигиенических норм. Учебная работа Спортивно-массовые мероприятия Организация работы. Реализация инновационных здоровьесберегаю щих технологий. Материальная техническая база школы. Инвентарь Мониторинг интеллектуальных и личностных особенностей учащихся 1, 4, 9, 11 классов Школа общения для подростков (республика «Ритм».) Адаптация учащихся в переходный период (дошкольный, 5-класс.) Клуб «Атлет» спорт. болельщиц «Красота в движении». Работа с педагогами (семинары, методические дни, учеба и т. д.) Мероприятия, связанные с ОБЖ (поведение в чрезвычайных ситуациях) Медицинская помощь на базе ОУ (диспансеризация, мониторинг, проф. беседы, )
Основы мониторинга деятельности учителя физической культуры: 1. Уровень физического развития. 2. Уровень двигательной подготовленности. 3. Уровень технической подготовки ученика. 4. Уровень знаний учащихся в области физической культуры и здорового образа жизни. 5. Состояние здоровья школьника и его адаптационные возможности. 6. Адекватность нагрузки, согласно возрастным, половым и индивидуальным особенностям учащихся. 7. Качество самоподготовки учащихся. 7 Перейдем к таблице
8 Соблюдение санитарно-гигиенических норм: Достаточное освещение (естественное и искусственное). Оптимальный тепловой режим. Проветривание спортивного зала. Проведение влажной двухразовой уборки. Обеспечение безопасности, в соответствии с нормами САНПИНа. Наличие раздельных раздевалок. Назад
Материально-техническая база школы: 9 Типовой спортивный зал. Открытая спортивная площадка. Гимнастический городок. Спортивный инвентарь. Назад
Учебная работа: 10 Упражнения для релаксации зрения. Упражнения для коррекции осанки. Трехчасовые уроки физической культуры с 6 по 8 классы. Обязательный индивидуальный и дифференцированный подход к детям с ослабленным здоровьем. Назад
Организация спортивно-массовой работы в школе: Дни здоровья. Спортивные праздники Школьные, малые олимпиады. Туристический слет. 11
Работа спортивных секций: Общешкольные спортивные секции. Отделения ДЮСШ на базе школы. 12 Назад
Реализация инновационных здоровьесберегающих технологий в рамках школы: Соревнования по схеме ученики - учителя – родители. Соревновательная деятельность родители - ученики. 13 Далее
ВЫВОДЫ: 14 Для обеспечения эффективного здоровьесберегающего процесса необходимо соблюдать санитарно-гигиенические условия обучения, нормировать учебную нагрузку и режим занятий, использовать здоровьесберегающие технологии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; Необходимо создать в школе благоприятный эмоциональный и психологический климат, а также всеми средствами содействовать формированию потребностей в ЗОЖ у учащихся, педагогов и родителей.
Рекомендации: 1. Активно внедрять здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности. 2. Систематически пополнять материально-техническую базу ОУ. 15
Литература: 1. М.М.Безруких, В.Д. Сонькин, В.Н. Безобразова «Здоровьесберегающая школа» Москва, Педагогический университет «Первое сентября» г. 2. Н.В.Сократов, П.П. Тиссен «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школьников». Орненбург. Издательство ОГПУ г. 3.Д.З. Шибкова «Наука быть здоровым» Челябинск г. 4.Д.З. Макеева, Лысенко И.В. Учебно - методический комплект «Волшебные уроки в стране Здоровье». СПб., Образование и культура, 1999 г. 5.В.Н.Касаткин, Л.А. Щеплягина «Здоровье. Учебно - методическое пособие для учителей классов, Москва, 2001 г. 16