Тема занятия 13: Ударение. Орфоэпия
Цель занятия: Познакомиться с особенностями ударения в русском языке.
Особенности ударения в русском языке. В русском языке ударение разноместное, то есть оно может падать и на начало слова, н-р, ворот, и на середину, н-р, пехота, и на последний слог, н-р, стадион. Кроме того, ударение подвижное, т.е. оно может в одном и том же слове переходить с одного слога на другой. И. стена стены Р. стены стен Д. стене стенам В. стену стены Т. стеной стенами П. о стене о стенах
В языке, хотя и медленно, происходят изменения в ударении. Сравните. Раньше говорили: Засýха Воротά Кладбúще Паспóрт Деспóт Эпигрάф термометр Сейчас говорят: Зάсуха Ворóта Клάдбище Пάспорт Дėспот Эпúграф термометр
У некоторых слов в современном русском языке смещение ударения с одного слога на другой происходит в наши дни. В таком случае оба произношения имеют одинаковые права в литературном языке. Твóрог Лóмоть Óбух иначе одновременно Творóг Ломóть Обýх Инάче одновременно
Некоторые слова в русском языке имеют не одно, а два ударения: одно основное, сильное (), другое – побочное, более слабое () Клятвопреступление Чёрносморóдиновое άнтихудóжественный
Не все слова несут на себе ударение. Многие служебные части речи при произношении примыкают к предшествующему или последующему слову: За тридевять земель Один за вс е х, все за одного Черным по б е лому Т о ли еще будет Ни свет ни зар я Бывает и так, что в роли неударных слов выступают знаменательные (их ударение переходит к служебному слову): Б е з году неделя Брать з а душу Зуб н а зуб не попадает Н а руку не чист
Домашнее задание. 1. Расставьте ударение в словах: мизерный, досуг, квартал, кухонный, столяр, цыган, цепочка, каталог, щавель, флюорография. 2. Прочитайте стихотворение Козловского. О каких словах в нем идет речь? Приведите примеры подобных слов. День вступил в свои права, Снова в дверь стучат слова. Молотки взвалив на плечи, Поклонились мне слегка: - Мы слова, из русской речи, Из родного языка! Одинаково нас пишут, Но … по-разному нас слышат. Меж собой лицом мы схожи, Но по смыслу далеки. Я спросил их: - А на что же Вам, ребята, молотки? - Властен ты над смыслом слова! Все зависит, знай, дружок, По спине какого слога Нас ударит молоток.
3. Почему мы говорим гол как сокол, а не гол как сокол ? 4. Прочитайте загадки и отгадайте их. Я травянистое растение с цветком сиреневого цвета. Но переставьте ударение, и превращаюсь я в конфету. Я сборник карт, от ударенья Зависят два моих значенья: Захочешь, превращусь в названье Блестящей, шелковистой ткани я. 5. Расскажите о значении и происхождении прилагательных затрапезный и затрапезный. 6. Объясните, отчего возникает двусмысленность при чтении и как ее избежать. Как вы туда попадали? В свое время он нашивал корсет. Дорогой друг рассказал мне одну историю.
7. Чем, кроме ударения, различаются слова? Докажите это на примерах. Багрить – багрить, острота – острота, шабаш – шабаш, мелочный – мелочной, ледник – ледник. 8. Почему мы говорим нет ни ч а са времени, но два час а, с первого ш а га, но два шаг а ? 9. На какую часть речи падает ударение в приведенных примерах. За угол, за руку, за город, за душу, за ногу, на зиму, на дом, под гору, по небу (по небу), по полу? 10. Образуйте от глаголов отглагольные существительные, поставьте ударение в существительных. Образец: созывать – созыв Договариваться, заговаривать, обеспечить, сосредоточиться, намереваться, упрочить, упорядочить.