Попова В.В., заместитель директора по УВР МОУ СОШ 3 г. Светлого Калининградской обл.
Социальная педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я».
неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями.
Внешние: дефекты семейного воспитания Внутренние: индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генотип состояния здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими.
а) ориентированное на ребенка, полное, стабильное, положительно воздействующее; б) неустойчивое в отношении к ребенку, неполное (полное), нестабильное, противоречиво воздействующее; в) безразличное к ребенку, неполное (полное), стабильное, дезорганизующее; г) враждебное к ребенку, неполное, нестабильное, негативно воздействующее на ребенка;
а) личностно-ориентированный, развивающий, эффективный; б) целерациональный, репродуктивно- адаптивный, достигающий цели путем личностных жертв; в) апатичный, информационно- репродуктивный, не эффективный
а)взаимодействие (относительная независимость,устойчивость, сопротивляемость); б)противодействие(гипернезависимость, упрямство,негативизм, трудновоспитуемость); в)бездействие(гиперзависимость, неустойчивость).
это углубление отклонений в социальном и нравственном развитии ребенка.
количественная динамика переходит в качественную. Положительные свойства личности, неподкрепляемые в процессе совместной деятельности и общения со взрослыми и сверстниками, теряют свою глубину, проявляются все слабее.
Социально-педагогическая запущенность возникает там, где не создаются условия для полноценной социализации и индивидуализации личности ребенка: окружающая среда, прежде всего родители и педагоги, отрицательно влияет на формирование личности ребенка как субъекта собственной жизни: он не получает достаточной свободы для проявления своей активности во взаимодействии с предметной и социальной средой.
а) отрицательное влияние неблагоприятных семейных условий, б) неудачи в школе, отрыв от школьной жизни и школьного коллектива, в) асоциальное окружение.
1. стратегия воспитательного воздействия должна иметь ввиду и семью, и школу, и ближнее окружение. 2. ликвидировать педагогическую запущенность. 3. основным средством перевоспитания должна быть правильная организация жизни и деятельности трудного ребёнка 4. перевоспитание нельзя понимать только как устранение искоренение чего-то, борьбу с недостатками и пороками. 5. необходимо вовлечь трудного школьника в процесс самовоспитания
обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии); урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и осознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их; адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала; использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, блок-схем и др.); формулирование определений по установленному образцу, использование алгоритмов, инструкций; взаимообучение, диалогические методики; дополнительные упражнения; оптимальность темпа с позиции полного усвоения
В чем, на ваш взгляд, более всего проявляются проблемы ребенка: - в усвоении учебного материала; - в приобретении навыка учебной деятельности? В чем затрудняется ребенок при выполнении учебных заданий? Как ребенок реагирует на встречу с трудностями? Какие качества ребенка, по вашему мнению, помогают ему с ними справиться?
Какие задания, какой вид работы выполняет ребенок самостоятельно? В чем он, на ваш взгляд, наиболее успешен? Какой вид помощи ребенку вы предлагаете: - общее подбадривание типа: «Ты это сможешь, тебе это по силам»; - наводящий вопрос: «На какое правило это задан
-показ начала действия; - показ всего решения? Работаете ли вы с ребенком индивидуально? На уроке? После урока? Как происходят индивидуальные занятия: - снова объясняете задание: более подробно, развернуто; - выясняете, что ребенок усвоил, ищите момент затруднения; - оставляете ребенка после урока для проведения контроля за выполнением заданий? Укажите проблему, которая тревожит вас в работе с данным учеником.
диагностика уровня развития ребенка составление на основе диагностических данных индивидуального образовательного маршрута ребенка отслеживание динамики развития ребенка взаимодействие со специалистами и родителями: охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка реализация коррекционной направленности учебно- воспитательного процесса
. Совершенствование движений и сенсомоторного развития. 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: 3. Развитие основных мыслительных операций: 4. Развитие различных видов мышления: 5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально- личностной сферы 6. Развитие речи, овладение техникой речи. 7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. 8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
В поурочном планировании педагога, обучающего детей с отклонениями в общеобразовательном классе массовой школы, важно отдельно отразить план деятельности на уроке (занятии) для каждого интегрированного ребенка задача педагога при планировании – отразить в ходе урока (занятия) траекторию деятельности детей 7 вида, находящихся в классе с детьми «нормы».