Эргономический подход как основа здоровьесберегающей педагогики в условиях модернизации образования Гартман Лариса Андреевна МБОУ «Подгорновская СОШ»
Эргономика - (с греч. Работа+Закон) – научная дисциплина, изучающая трудовые процессы с целью создания оптимальных условий труда, что способствует его производительности, а также обеспечивает необходимые удобства и сохраняет силы, время, здоровье и работоспособность человека. (Словарь иностранных слов)
Ортобиотика - наука о сбережении человеческого здоровья и поддержании оптимистического настроя.
Здоровье – это социокультурная характеристика человека, интегрирующая системные элементы действенно-практической и смысловых сфер личности и проявляющаяся в успешности жизнедеятельности человека по достижению состояния благополучия (физического, душевного и социального).
Цель – теоретико-методическая подготовка учителей к здоровьесберегающей деятельности, наиболее полное раскрытие личностных качеств и профессиональных способностей каждого педагога.
Принципы: принцип непрерывности в формировании здорового образа жизни; принцип единства действий всех участников учебно-воспитательного процесса; принцип природосообразности; принцип опоры на положительные черты личности каждого; принцип учёта мотивации в учебно- воспитательном процессе; принцип успешности в обучении и воспитании.
Качественные показатели успешности работы ОУ по сохранению и укреплению здоровья (по определению ВОЗ): активное содействие повышению самоуважения учащихся; развитие и поддержание позитивных отношений; понимание задач школы в области сохранения и укрепления здоровья, как ресурса благополучия и успешности; обеспечение потребности в совершенствовании своего здоровья; развитие связей между школой, семьёй, общественностью; поддержание имиджа педагогов и персонала; использование потенциала различных специалистов; совершенствование питания и медицинской службы.
Оценка деятельности школы – мало ориентируется на сохранение и укрепление здоровья обучающихся; – организует здоровьесберегающую деятельность, в которой отсутствует системность и последовательность; – минимально достаточный уровень; – высокий уровень; – уровень «Школа здоровья»