Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ. «Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала». Питер Клайн
И СТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕТОДА : Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в х г. в советской и зарубежной школе. Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах. Сегодня под проблемным обучением понимается такая форма организации учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению, в результате чего и происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Ц ЕЛЬ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ : развитие интеллекта и творческих способностей учащихся; формирование прочных знаний; повышение мотивации через эмоциональную окраску урока; воспитание активной личности.
С ТРУКТУРА ПРОБЛЕМНОГО УРОКА : Проблемная ситуация. Формулировка проблемы. Выдвижение гипотез. Доказательство или опровержение гипотез. Проверка правильности решений (рефлексия- самоанализ). Воспроизведение нового материала (выражение решения).
П ОПРОБУЕМ СРАВНИТЬ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТРАДИЦИОННОГО УРОКА (ТУ) И УРОКА С ПРОБЛЕМНЫМ ДИАЛОГОМ (ПДО) ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКИЙ УРОК 1. Проверка д/з учеников УЧИТЕЛЕМ 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы УЧЕНИКАМИ 2. Объявление темы УЧИТЕЛЕМ 2. Актуализация УЧЕНИКАМИ своих знаний 3. Объяснение темы УЧИТЕЛЕМ 3. Поиск решения проблемы УЧЕНИКАМИ 4. Закрепление знаний УЧЕНИКАМИ 4. Выражение решения, применение знаний УЧЕНИКАМИ
М ЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА : Прочитайте предложение и найдите однородные члены. (Старая женщина волновалась о сестре и дочери. Сестре и дочери) К какой части речи они относятся? Определите их род и падеж. Выделите их окончания. Что интересного заметили? Какой возникает вопрос? (Учебная проблема как вопрос «Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания?», а тема урока «Склонение имен существительных».)
Дается задание: записать слова: грустный, капустный, звездный и т.д. и проверить их по словарю. Далее учитель спрашивает: «Вы сначала как написали? А как надо записать? ». А далее идет побуждение к проблеме: «Что же это за звук, если не слышится, не произносится? Значит, какая сегодня тема урока?» А тема урока «Непроизносимые согласные в корне слова».
М ЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКЕ : Учащимся дается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых ( 2+2+2=6, =12, =24) и среди них такое: На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 356 рубашек?) Если кто-то и начинает писать … вскоре останавливаются. Далее учитель спрашивает: Вы смогли выполнить задание? Почему? В чем затруднение? Значит, что будем сегодня делать, какой вопрос исследовать? (Дети формулируют вопрос для исследования «Будем придумывать короткий способ записи.», а тема урока « Умножение».
Главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что выпускник школы ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, что он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству.