Обществознание. 8 класс. Урок: Сфера духовной жизни. Презентация подготовлена преподавателем гимназии 505 г.Санкт – Петербурга Работяговой Т.В.
Вспомним: 1) Что такое общество в широком смысле? 2)Назовите элементы общества. 3)Чем регулируются разнообразные общественные отношения? 4)Какие виды социальных норм вам известны?
Ответы на вопросы беседы Общество – это часть окружающего мира, тесно связанная с природой, но обособившаяся от неё; это разнообразные формы объединения людей и способы их взаимодействия; Элементы общества: 1)малые группы людей - официальные( семья, класс, трудовой коллектив), неофициальные группы (приятельские компании) и большие группы людей(сословия, классы, народности, нации); 2) общественные отношения(взаимосвязи и взаимозависимости, в которые вступают люди в процессе деятельности); 3) 4 сферы жизни общества: экономическую, политическую, социальную, духовную, где каждая сфера состоит из элементов и отношений. Все сферы жизни общества взаимодействуют между собой и составляют единое целое, а разнообразные отношения регулируются социальными нормами – правилами поведения, которые складываются в соответствии с потребностями общества; Социальные нормы – обычаи, традиции, моральные нормы, этические нормы, религиозные нормы, правовые нормы
Тема урока: Сфера духовной жизни Духовная сфера общества Какие у вас возникают ассоциации на понятие «духовная сфера»? Запишите их в течение 1 мин (оформление их в сводный кластер на доске
Духовная сфера жизни общества Что я знаю по данной теме Что я хочу узнать Что я узнал нового по данной теме Оформление в классе и дома
Духовная сфера жизни общества Что мы должны узнать сегодня: 1)Какова структура духовной жизни общества.(чтение текста на стр.32,заполнить кластер с помощью учителя, внесение его в графу, «что я узнал») 2) отличие духовных ценностей от материальных (объяснение учителя, выполнение учащимися схемы, занесение её в графу «что я узнал») 3)Культура внешняя и внутренняя. Пути овладения человеком культуры.(объяснение учителя, заполнение 3 графы» что я узнал») 4) Как связаны культура общества и культура отдельного человека( вопрос к классу, пояснение учителя) 5) Особенности духовной жизни современной России(дом задание: прочитать текст на стр. 34 – 36, осмыслить его, перечислить кратко эти особенности и внести их в 3 графу «что я узнал» + завершить 4 задание в рабочей тетради стр.17)
Тема урока: Сфера духовной жизни Духовная сфера общества Религия 4 Образование 5 и его учреждения Искусство 6 Духовные ценности: памятники скульптуры, архитектуры, живописи, музыки, фольклора, письма, прикладного искусства, традиции, навыки в области искусства, науки, поведения, обычаев того или иного народа 8 Философия 7 Творческая деятельность 9 Язык 1 Мораль 2 право 3 Чтение стр.29 – 32, заполнение кластера 1 – 7 – духовная культура
Отличие духовных ценностей от материальных Материальные ценности Духовные ценности Отличия 1) Более долговечны, сохраняется память о них 2)Запечатлевают особенности личности их создателя 3) Создаются творчеством ученых, музыкантов, писателей, артистов, конструкторов Имеются учреждения, где готовят проф кадры работников культуры 4) Сохраняются в музеях, архивах, библиотеках(музейными работниками, архивариусами, Библиотекарями), делают выставки Распространяются школами колледжами, лицеями, гимназиями( учителями), вузами( профессорско – преподавательским составом), РАН, работниками театра, СМИ, Интернетом. Любителями по велению души Потребляются всеми членами общества через учреждения
3)Культура внешняя и внутренняя. Как человек приобщается к культуре? Культура – это рукотворные ценности, созданные народами мира во времени и пространстве Внешняя: это рукотворные неодушевленные вещи Внутренняя: преобразуя природные материалы, человек преобразовывает себя: совершенствует умения, навыки, развивает творческие способности, воображение, образное мышление – приобретает новые качества человека, т.е духовно обогащается Нет царского пути приобщения к культуре( Евклид), т.е нельзя усвоить культуру быстро, с наименьшими затратами времени, её нельзя взять напрокат, купить и к ней лежит один путь – это ежедневный труд и борьба с собственной ленью, самостоятельное глубокое проникновение в смысл великих произведений, которое проявляется в готовности думать, размышлять и добиваться истины. Не может считаться культурным человек, если он равнодушно или неуважительно относится к наследию отечественной и мировой культуры. Вряд ли можно назвать культурным человека, который «с ученым видом знатока коснулся до всего слегка». Общение с искусством является для подлинно культурного человека источником поиска средств для решения реальных проблем современной жизни. По - настоящему культурный человек,стремится быть широко образованным, не замыкается на узкой специальности; он порядочен и человечен, он не может быть счастливым, если оскорбляют и унижают рядом с ним других
Духовная сфера жизни общества Что я знаю по данной теме Что я хочу узнать Что я узнал нового по данной теме Оформление в классе и дома
4) Как связаны культура общества и культура отдельного человека Человек своим творчеством обогащает культуру общества, делает её многоплановой и разнообразной, отвечающей потребностям разных людей, он не только потребляет, но и создает, сохраняет и распространяет культурные достижения; В свою очередь отдельный индивид социализируется, т.е. осваивает сложившиеся в обществе духовные ценности, социальные нормы поведения, наследие отечественной и мировой культуры через систему государственного образования, самообразования, СМИ, Интернет, т.е. становится личностью
Закрепление: выполнить 4 задание в рабочей тетради: стр.15 – 16 (вопросы:1,2,3,4,5) Затем работа с таблицей(3 графа) Что нового я узнал на уроке(записать) 5) Особенности духовной жизни современной России – последний пункт параграфа 4(дом задание: прочитать текст на стр. 34 – 36, осмыслить его, перечислить кратко эти особенности и внести их в 3 графу «что я узнал» + завершить 4 задание в рабочей тетради стр.17).
Дом. зад: Особенности духовной жизни современной России: 1) культура освобождена от господства одной коммунистической идеологии, народ получил доступ ко всем достижениям человечества без ограничений; (+) 2)часть населения имеет низкий уровень художественных запросов, что позволило заполнить культурное пространство низкопробными фильмами, телевизионными передачами, газетно – книжной продукцией, прославляющих насилие, жестокость, пошлость, что не способствует развитию духовности(--) 3) в условиях рыночной экономики многие учреждения культуры не могут выжить, закрываются, люди лишаются работы, а оставшиеся чтобы выжить, повышают цены на культурные услуги, что ограничивает доступ населения к духовным ценностям (-- 4) наблюдается тенденция к росту благотворительности( меценатства) со стороны предпринимателей, которые финансируют различные фестивали, конкурсы, гранты для наиболее талантливых ученых и иных деятелей культуры(+) 5) культура многонациональная, в этом её уникальность – государство поставило задачу сохранения этого культурного наследия и обеспечения сотрудничества всех культур внутри России(+) Преодоление сложностей культурного развития возможно при финансовой поддержке государства, общественных организаций, частных лиц; На государственные организации, создающих, сохраняющих и распространяющих духовные ценности возложена обязанность воспитания уважения к культуре в целом
Тема урока: Сфера духовной жизни Духовная сфера общества