Выбор профессии как испытание Цель: Обучить выпускников приемам профессионального самоопределения и саморегуляции в экзаменационной ситуации
Ожидание успеха в будущем (по данным опроса старшеклассников ОУ Черепановского района в 2009 году, всего -207) Исследование позволяет соотнести ожидание успеха в жизни юношей и девушек. Таким образом, по данным опроса ощущения успеха в будущем девушек превышает юношеские ожидания успеха на 7%.
Ощущение успеха в жизни влияет на профессиональные планы обучающихся: В целом же, можно отметить достаточно высокий уровень притязаний выпускников (возможно, не всегда адекватный): около 45% (в среднем) намерены поступать в ВУЗы. Количество желающих поступать в ВУЗы девушек превышает юношеские стремления «взять высокую планку» на 9%.
Анализ групп профессиональных интересов и склонностей школьников 9-11-х классов образовательных учреждений Черепановского района в уч.году В большей степени у 232(38%) школьников 9-11-х классов выражена склонность к работе с людьми. Это относится к профессиям, связанным с обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным), управлением. Тенденция роста потребности выпускников осваивать специальности, труд в которых направлен на человека с 2003 года увеличилась 18%, в основном за счёт снижения на 11% интереса к профессиям группы III (см. ПРИЛОЖЕНИЕ стр.4) практической направленности (в классификации опросника «ДДО» - это специальности «ЧЕЛОВЕК- ТЕХНИКА»).
Преодоление ошибок при выборе профессии:ошибок Возможные ошибки Пути их преодоления Незнание мира профессий Незнание себя Незнание правил выбора профессии Познакомится с правилами выбора профессии, Познакомится с правилами выбора профессии, составить свой Профессиональный план Изучить свои интересы и склонности, способности, состояние своего здоровья и другие индивидуально-личностные качества Активно собирать и обобщать информацию о различных профессиях книги;книги; газеты и журналы;газеты и журналы; телевидение и радио;телевидение и радио; видеофильмы;видеофильмы; информация на компьютерных дисках;информация на компьютерных дисках; информация в глобальных компьютерных сетях информация в глобальных компьютерных сетях
Профессиональный план 1. Чем вы планируете заниматься после окончания школы (высшего учебного заведения), кем быть? 2. Каковы пути получения представления (информации) о профессии? 3. Чьё мнение на этапе сбора информации для вас будет иметь наибольшее значение? 4. Каковы пути получения выбранной вами профессии? Расширить перечень учебных заведений, которые готовят специалиста данной профессии (ВУЗы и техникумы). 5. Каким будет ваш «запасной вариант» профессии? 1.психологам-профконсультантам; 2. школьным учителям; 3. преподавателям профессиональных учебных заведений; 4. специалистам тех профессий, которые Вас интересуют; 5.родителям, родственникам и знакомым 1.книги; 2. газеты и журналы; 3. телевидение и радио; 4.видеофильмы; 5. информация на компьютерных дисках; 6. информация в глобальных компьютерных сетях.
ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ 1.Знай, что правильно выбранная профессия принесет не только моральное удовлетворение, но и материальный достаток. 2. Нельзя позволять друзьям и родственникам давить на выбор и принимать за себя решение. Учти их мнения как варианты выбора и внимательно, будто под микроскопом, изучи каждый в отдельности. 3. Нельзя увлекаться внешней стороной профессии. У каждой из них есть как достоинства, так и недостатки. Постарайся предусмотреть все плюсы и минусы своего профессионального выбора. 4. Чем больше расспросишь и узнаешь о профессиях, тем больше можешь быть уверен в том, что предусмотрел все последствия того или иного профессионального выбора (сбор информации о профессии). 5. Профессию нужно выбирать с учетом своих способностей, склонностей, интересов, талантов и желаний. 6. ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ: При выборе профессии надо учитывать три параметра: «хочу», «могу», «надо», что означает «Хочешь ли Ты заниматься этим?», «Посильно ли это Тебе?» и «Нужна ли эта профессия на рынке труда?». Идеальна та профессия, которая соответствует всем трем параметрам
Программист Содержание труда: Содержание труда: Содержание труда: Содержание труда: Должен знать: Должен знать: Должен знать: Должен знать: Профессионально важные качества: Профессионально важные качества: Профессионально важные качества: Профессионально важные качества: Квалификационные требования: ВУЗы, ССУЗы Квалификационные требования: ВУЗы, ССУЗы Учебные заведения: Учебные заведения: Медицинские противопоказания: Медицинские противопоказания: Медицинские противопоказания: Медицинские противопоказания:
Содержание труда: Содержание труда: 1. разрабатывает программы на основе анализа математических моделей и алгоритмов по реализации решения экономических и др. задач, 2. выбирает язык программирования и перевод на него используемых моделей и алгоритмов, 3. производит отладку разработанных программ, корректирует их в процессе доработки, 4. определяет возможность использования готовых программных средств. На главную На главную
Должен знать: Должен знать: методы программирования и использования вычислительной техники при обработке информации, методы программирования и использования вычислительной техники при обработке информации, технико-эксплуатационные характеристики, конструктивные особенности, технико-эксплуатационные характеристики, конструктивные особенности, режимы работы оборудования, режимы работы оборудования, правила эксплуатации, правила эксплуатации, технологию механизированной обработки информации, технологию механизированной обработки информации, языки программирования. языки программирования. На главную На главную
Профессионально важные качества: Профессионально важные качества: хорошее зрение; хорошее зрение; оперативная память; оперативная память; устойчивое концентрированное внимание; устойчивое концентрированное внимание; стойкая работоспособность; стойкая работоспособность; дисциплинированность; дисциплинированность; аналитическое мышление. аналитическое мышление. На главную На главную
Медицинские противопоказания: Медицинские противопоказания: снижение остроты зрения; снижение остроты зрения; нарушение функций щитовидной железы; нарушение функций щитовидной железы; сердечно-сосудистые заболевания; сердечно-сосудистые заболевания; болезни крови. болезни крови. На главную На главную
ПРОРАММИСТ Что Вы будете видеть, слышать, чувствовать? Что Вы будете видеть, слышать, чувствовать? О чем Вы будете думать? О чем Вы будете думать? Вам будет комфортнее работать в коллективе или одному? Вам будет комфортнее работать в коллективе или одному? Что Вам будет мешать работать? Что Вам будет мешать работать? От чего в работе Вы сможете получить удовлетворение? От чего в работе Вы сможете получить удовлетворение? Дизайнер ПЕДАГОГ На главную На главную
Рекомендации психолога выпускникам Прежде чем давать Вам психологические рекомендации, необходимо заметить, что даже если Вы будете сдавать Единый государственный экзамен не в своей школе: Прежде чем давать Вам психологические рекомендации, необходимо заметить, что даже если Вы будете сдавать Единый государственный экзамен не в своей школе: 1. Вас встретят доброжелательные педагоги; 2. Каждый будет обеспечен рабочим местом и всеми необходимыми материалами; 3. На все организационные вопросы Вы сможете получить ответы у педагогов.
Следует выделить три основных этапа: 1. Подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом. 2. Поведение накануне экзамена. 3. Поведение собственно во время экзамена.
Подготовка к экзамену Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п. Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п. Составь план занятий. Для начала определи, кто ты - «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составь план занятий. Для начала определи, кто ты - «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала. Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий. Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий. Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на задания в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание). Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на задания в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание). Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а, напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа. Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а, напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
Накануне экзамена Многие считают что, для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Многие считают что, для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности. В пункт сдачи экзамена ты должен явиться не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
Во время тестирования 1. В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! Оттого, насколько внимательно ты запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов! 2. Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. 3. Перед тем как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется. 4. Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. 5. Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. 6. Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. 7. Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее). 8. Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на этих заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй круг»). 9. Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
Некоторые итоги встречи: 1. С какими приемами профессионального самоопределения вы познакомились? С какими приемами профессионального самоопределения вы познакомились? С какими приемами профессионального самоопределения вы познакомились? 2. Как правильно подготовиться к экзамену, сохранив уверенность в своих силах, хороший эмоциональный настрой? Как правильно подготовиться к экзамену, сохранив уверенность в своих силах, хороший эмоциональный настрой?Как правильно подготовиться к экзамену, сохранив уверенность в своих силах, хороший эмоциональный настрой? 3. Что для Вас было важным, интересным в полученной информации?
С какими приемами профессионального самоопределения вы познакомились? Планирование успеха и управление настроением в стрессовой ситуации. Изучение современного рынка труда (востребованность тех или иных типов профессий + умение работать с информацией). Работа над перспективным профессиональным планом («Я через 5 лет»). Знание правил выбора профессии, нацеленность на успех на стр. Некоторые итоги встречи: на стр. Некоторые итоги встречи:
1. Подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом. 2. Поведение накануне экзамена. 3. Поведение собственно во время экзамена. на стр. Некоторые итоги встречи: на стр. Некоторые итоги встречи: Соблюдать этапы подготовки к ЕГЭ:
Желаю всем успеха! Методист, педагог-психолог МОУ «МИМЦ» Черепановского района – Петрухин В.В.