Урок литературы в 9 классе «А.Ахматова. Повенчанная с Петербургом» Учитель Парилова О.А.
Анна Андреевна Горенко «Странная это была семья… Куча детей. Мать, богатая помещица, добрая, рассеянная до глупости, всегда думавшая о чем-то другом… В доме беспорядок. Прислуги много, а порядка нет…» Приятельница Андрея Горенко Семья Горенко
«О, пленительный город загадок, я печальна, тебя полюбив» Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. Иглы сосен гулко и колко Устилают низкие пни… Здесь лежала его треуголка И растрепанный том Парни – переезд в Царское Село
Годы учебы 1. Царскосельская женская гимназия Фундуклеевская гимназия (Киев) – 1910 – Юридический факультет Высших женских курсов (Киев) 4. Высшие историко- литературные курсы Раева (Петербург)
«Я люблю тебя, как сорок ласковых сестер» 25 апреля венчание Он любил три вещи на свете: За вечерней пенье, белых павлинов И стертые карты Америки. Не любил, когда плачут дети, Не любил чая с малиной И женской истерики. …А я была его женой.
« А по набережной легендарной Приближался не календарный Настоящий Двадцатый Век» Мы на сто лет состарились, и это Тогда случилось в час один: Короткое уже кончалось лето, Дымилось тело вспаханных равнин. Вдруг запестрела тихая дорога, Плач полетел, серебряно звеня… Закрыв лицо, я умоляла Бога До первой битвы умертвить меня.
«Голод и разруха росли с каждым днем» Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда». ……………. Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речи недостойной Не осквернился скорбный дух.
«Заплаканная осень, как вдова...» Не бывать тебе в живых, Со снегу не встать. Двадцать восемь штыковых, Огнестрельных пять. Горькую обновушку Другу шила я. Любит, любит кровушку Русская земля. «Когда расстреляли Гумилева, Леве было 9 лет. В школе немедленно постановили не выдавать ему учебников» А.Ахматова
«Уводили тебя на рассвете…» Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. И я молюсь не о себе одной, А обо всех, кто там стоял со мною И в лютый холод, и в июльский зной, Под красною, ослепшею стеною.
«Муж в могиле, сын в тюрьме, помолитесь обо мне» А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество, Но только с условьем: не ставить его Ни около моря, где я родилась (Последняя с морем разорвана связь), Ни в царском саду у заветного пня, Где тень безутешная ищет меня, А здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов. Затем, что и в смерти блаженной боюсь Забыть громыхание чёрных марусь, Забыть, как постылая хлопала дверь И выла старуха, как раненый зверь. И пусть с неподвижных и бронзовых век Как слёзы струится подтаявший снег, И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли.
Мировое признание 1964 – премия Этна-Таормина 1965 – почетный доктор Оксфордского университета
«Смерти нет – это всем известно…» Нет, это не я, это кто-то другой страдает, Я бы так не могла, а то, что случилось, Пусть черные сукна покроют, И пусть унесут фонари… Ночь.
Использованные материалы: 1. Материалы сайта 2. Материалы сайта ahmatova.niv.ru 3. Материалы сайта ahmatova.biografy.ru 4. Фон – материалы портала «Сеть творческих учителей»