Некоторые формы активного обучения на уроках русского языка и литературы Учитель: Пирогова Л.А.
Цели: научить школьника чувствовать слово, осмысливать закономерности языка и понимать его философские основы; осмысленно использовать в практике языковые явления
Первый принцип: Во всём, в каждом языковом явлении искать внутренний смысл. Всегда задавать себе вопросы: почему и зачем в языке существуют такие закономерности?
Второй принцип: Всегда опираться на художественный текст
Третий принцип: Каждый урок должен удовлетворять стремление ребёнка к творчеству, желание выразить и раскрыть свою личность
Самостоятельные части речи. Имя прилагательное Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? чей? И обозначает признак предмета... Имена прилагательные делают речь образной, выразительной, яркой
Всё кругом З.Гиппиус Страшное, грубое, липкое, грязное, Жёстко тупое, всегда безобразное, Медленно рвущее, мелко- нечестное, Скользкое, стыдное, низкое, тесное, Плоско-смешное и тошно-трусливое, Вязко, болотно и тинно застойное, жизни и смерти равно недостойное, Рабское, хамское, гнойное, чёрное, Изредка серое, в сером упорное, Вечно лежачее, дьявольски косное, Глупое, сонное, сохлое, злостное, Трупно-холодное, жалко ничтожное, Непереносное, ложное, ложное !
Но жалоб не надо; что радости в плаче? Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе!
Красивая, уютная, светлая, чистая, старая, двухэтажная, удобная, чудесная, дружная, тёплая, большая, маленькая, тесная, грязная, просторная, интересная, средняя,неповторимая,высокая,общеобразовательная и т.д. Родная, любимая
Творческие работы: Красивая, уютная, Тёплая, удобная, Бесподобная! Большая, двухэтажная, Высокая, прекрасная, Неповторимая, Школа моя любимая
Наша школа средняя, Старая и бедная. Наша школа разная, Снаружи очень грязная.
Весёлая, активная, Высокая, спортивная, Рыжая, красивая, Немножко ленивая, Талантливая, мамина- Видите сами вы.
Прямая речь Семь дочерей В.А.Сухомлинский Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери. - Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу,- ___________ первая дочь. - Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды,- ______________ вторая. - Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,-_______________ третья. - Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка,- ______________ четвёртая. - Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - _____________ пятая. - Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, - __________ шестая. А седьмая дочка ничего не _____________. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.
Союз Коль ты старый человек... Кабы я была царица... Ежели каждый будет кусаться...