Протопоп Аввакум 1621-1682 Астахов Артем, Матюхова Клавдия, учащиеся ГБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка 1354 г. Москва Учитель Королева.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Раскол в русской православной церкви. Портрет Никона в "Титулярнике" 1672г. Будущий глава церкви Никита Минин родился в крестьянской семье деревни Вельдеманово.
Advertisements

Протопо́п старое, вышедшее из употребления ещё в начале XIX столетия, название протоиерея (протопресвитера), в качестве настоятеля.XIXпротоиереяпротопресвитера.
Аввакум Петров (протопоп Аввакум) родился в 1620 г., в селе Григорово Нижегородского уезда в семье священника. В 1638 г. Аввакум обзавелся женой и поселился.
ПРОТОПОП АВВАКУМ: ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА ГЛАВНОГО СТАРОВЕРА РОССИИ Выполнила студент 5 курса Киреева М.К.
Раскол в Русской Православной Церкви Презентацию подготовила: учитель МОУ СОШ 18 Статьина В.В.
Выполнила ученица 7 класса МБОУ Советской СОШ Дремина Светлана Учитель Жеребцова Анна Александровна.
Церковь в XVII веке Д/З: § 7, читать, вопросы, пересказ.
Федор Алексеевич Романов. Федор был сыном Алексея Михайловича от первого брака царя с Марией Милославской. В детстве его учителем и воспитателем был знаменитый.
Гаража НВ Отличие русской церковной обрядности от греческой Унификация службы и богослужебных книг - необходимое условие объединения церквей Украины и.
В. Суриков «Боярыня Морозова». Тема урока : Русская православная церковь В XVII веке. Церковный раскол.
Учитель истории: Егоркина Е.М Смута привела к противоречиям среди священнослужителей- патриарх Игнатий патриарх Игнатий поддержал.
Урунова Н. М. г. Лангепас ХМАО МОУ СОШ 3 Образовательная система «Школа 2100» 7 класс Урок 44. Раскол в умах и сословиях.
«Священство и царство». образование единого российского государства, претензии на роль «Третьего Рима» – центра православия образование единого российского.
Урок истории. Дмитриева Татьяна Георгиевна, учитель истории и обществознания МКОУ Куртамышского района «Костылёвская ООШ»
Церковный раскол середины ХVII века. Вопрос 1 Филарет, ставший патриархом в 1619 году получил титул 1.Великого патриарха 2.Великого государя 3.Великого.
Раскол 1653 г. – 1656 г. – церковная реформа исправление богослужебных книг - изменение обрядов при ведении службы в церкви - введение троеперстия при.
РАСКОЛ РУССКОЙ ЦЕРКВИ И ЕГО СУЩНОСТЬ К уроку «Житие протопопа Аввакума» в контексте времени» 1.
Меню План урока 1.Церковь после Смуты. 2.Церковная реформа. 3.Борьба светской и цер- ковной власти. 4.Церковный собор гг. 5.Протопоп.
Аввакум ( ) Нет участи слаще Желанней конца, Чем пепел, стучащий В людские сердца. В. Шаламов В. Шаламов.
Меню План урока 1.Церковь после Смуты. (Патриарх Филарет). 2.Реформа патриарха Никона. 3.Церковный собор гг. 4.Протопоп Аввакум.
Транксрипт:

Протопоп Аввакум Астахов Артем, Матюхова Клавдия, учащиеся ГБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка 1354 г. Москва Учитель Королева Ольга Олеговна

Жизнь. Происходивший из бедной семьи, довольно начитанный, строгого нрава, он приобрёл известность довольно рано как подвижник православия, занимавшийся также изгнанием бесов. Родившись « в нижегородских пределах за Кудмою рекою, в селе Григорове » от отца - священника, и матери « постницы и молитвенницы », Аввакум рано лишился отца и много вытерпел от своего сиротства. Только в выборе жены ему очень посчастливилось. По указанию матери женился он девятнадцати лет на обедневшей купеческой дочери « Анастасии Марковне », которая была ему истинной « помощницей ко спасению », верным другом во всех его невзгодах. После женитьбы Аввакум был посвящён в диаконы.

Около 1640 года он стал священником села Лопатицы Макарьевского уезда Нижегородской губернии. Уже здесь резко определился в нём тот незнающий ни малейших уступок ригоризм, который и сделал его жизнь рядом непрерывных мучений. В это время (1648 год ) плыл Волгою мимо Лопатиц воевода Шереметев. Ему пожаловались на самоуправство Аввакума. Шереметев призвал его к себе, попенял и хотел было уже отпустить, велев только на « прощание благословить сына своего Матвея, брадобрейца ». Но приверженец старины, « видя блудоносный образ » молодого боярина, не убоялся гнева воеводы и наотрез отказался благословить боярина. Прихожан своих Аввакум беспрерывно уличал и стыдил за разные пороки, а священников соседних за то, что они плохо исполняют церковные правила и предписания.

Москва. После того как Аввакуму два раза пришлось бегством спасаться из Лопатиц в Москву, он был назначен протопопом в Юрьевец - Повольский. Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое отступление от церковных правил, в результате чего около 1651 года был вынужден бежать от возмущённой паствы Юрьевца в Москву. Здесь Аввакум Петрович, считавшийся учёным и лично известный царю, находившийся в самых дружеских отношениях с царским духовником Стефаном Вонифантьевым, участвовал в проводимой при патриархе Иосифе « книжной справе »

Ссылка. После долгого и мучительного пути приехал протопоп в Тобольск. Здесь он, было, покровительствуемый архиепископом, хорошо устроился. Но ряд фанатических и грубых выходок вроде того, что он за один проступок некоего дьяка Ивана Струну « постегал ремнем », а тело боярского сына Бекетова, в церкви обругавшего его и архиепископа, велел « среди улицы собакам бросить », более же всего то, что Аввакум ревностно продолжал « бранить от писания и укорять ересь Никонову », привели к тому, что его увезли за Лену, а когда приехал он в Енисейск, то пришёл из Москвы другой приказ : везти его к воеводе Афанасию Пашкову, посланному для завоевания « Даурской земли ».

Возвращение в Москву. Между тем Никон потерял всякое влияние при дворе, и в 1663 году Аввакум был возвращён в Москву. Обратный путь был тоже страшен и длился он три года. Всё время пути Аввакум « по всем городам и по селам, в церквах и на торгах кричал, проповедуя слово Божие, и уча и обличая безбожную лесть », то есть никонианские новшества. Первые месяцы его возвращения в Москву были временем большого личного торжества Аввакума. Ничто не мешало москвичам, между которыми было много явных и тайных сторонников раскола, восторженно чествовать страдальца, по их просьбам возвращённого. Сам царь показывал расположение к нему, велел его « поставить на монастырском подворье в Кремле » и, « в походы мимо моего двора ходя », рассказывает Аввакум, « кланялся часто со мною, низенько таки, а сам говорит : благослови де меня и помолится о мне ; и шапку в иную пору мурманску снимаючи, с головы уронил, будучи верхом. Из кареты бывало высунется ко мне », и все « бояре после царя челом, да челом : протопоп ! благослови и молится о нас ».

Пустозёрск. 14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозёрске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания. Наконец, его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу, в котором он критиковал царя Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима, решило участь и его, и его товарищей : все они были сожжены в срубе в Пустозёрске.

Итоги. Аввакум - противник богослужебной реформы Патриарха Никона XVII века ; духовный писатель. Ему приписывают 43 сочинения, в том числе знаменитое « Житие », « Книга бесед », « Книга толкований », « Книга обличений » и др. Его считают родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы. Старообрядцы почитают Аввакума священномучеником и исповедником.