Афанасий Фет «Шёпот, робкое дыханье…» Урок литературы в 9 классе
Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ 22» Череповец
Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря И лобзания, и слёзы; И заря, заря! 1850
Восприятие стихотворения Что непонятно? Что увидели? Что услышали? Что почувствовали?
Странности текста Что в тексте показалось необычным? Что необычно с точки зрения синтаксиса? Что необычно с точки зрения морфологии?
Синтаксис Стихотворение состоит из одного восклицательного предложения.
Морфология В тексте нет глаголов, в основном имена существительные и прилагательные.
Языковая композиция текста Какие имена существительные указывают на природу? Какие имена существительные указывают на состояние человека? Сделайте вывод.
Природа Трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья, свет ночной, ночные тени, в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря, заря.
Человек Шёпот, робкое дыханье, ряд волшебных изменений милого лица, лобзанье, слёзы.
Вывод Таким образом, можно построить два словесных тематических ряда: природа и человек. В основе композиции лежит приём психологического параллелизма: сопоставляется мир природы и мир человека.
Первая строфа Какова микротема? Какие краски? Почему? Какие звуки? Почему? Какие средства художественной выразительности использует поэт?
Микротема - 1 Свидание влюблённых вечером у ручья.
Краски - 1 Неяркие краски, потому что уже вечер.
Звуки - 1 Шёпот, колыханье, потому что вечер, свидание.
Тропы - 1 Эпитет «робкое», «сонный», метафора «серебро» создают образ засыпающей природы.
Вторая строфа О чём идёт речь? Какие звуки? Какие краски? Почему? Какова роль эпитетов?
Микротема - 2 Ночь, которую проводят влюблённые.
Звуки - 2 Тишина
Краски - 2 Нет цветовых определений, потому что темно.
Тропы - 2 Эпитеты «волшебный», «милый», «ночной» создают образ любимого человека.
Третья строфа Какова микротема? Какие краски? Почему? Какие звуки? Почему? Какова роль средств художественной выразительности? Сделайте вывод.
Микротема - 3 Утро, расставание влюблённых.
Краски - 3 Яркие тона, восход солнца.
Звуки - 3 Слёзы, поцелуи – расставание влюблённых.
Тропы - 3 Эпитет «дымный», метафоры «пурпур», «янтарь» создают образ просыпающейся природы.
Вывод Фет использует приём цветового и звукового контраста. В первой строфе приглушённые, неяркие краски, в последней – яркие тона. Так показано течение времени – от вечера через ночь к заре. Природа и чувства человека меняются параллельно: вечер и робкая встреча, заря и бурное прощание. Через звуки показана смена настроения героев: от шёпота и сонного колыханья через абсолютную тишину к лобзаниям и слезам.
Время и действие В стихотворении глаголов нет, а действие есть. Как автор этого добивается? Какова временная характеристика?
Движение В большинстве имён существительных заключено движение – «трели», «колыханье».
Время Вечер, ночь, утро.
Ритмический рисунок стихотворения Метр – хорей. Размер - разностопный с пиррихиями. Константа на 5 и 7 слогах. Клаузула мужская и женская. Цезуры нет. Чередуются короткие и длинные строки. Анакруза переменная.Рифма в стихе конечная, чередуются мужская и женская, точная и неточная,богатая, открытая и закрытая.Рифмовка в строфе перекрёстная. Сделайте вывод.
Вывод Ритмический рисунок создаётся разностопным хореем с пиррихиями. Константа, чередующаяся на 5 и 7 слогах, придаёт ритму стройность. Чередование длинных и коротких строк, женских и мужских клаузул даёт сочетание мягкого и твёрдого ритменного начала. В финале строфы твёрдое мужское окончание, последняя строчка короткая.
Особенности композиции стихотворения В тексте три строфы по 4 стиха. Композиция строфы: в первой строфе 1 стих – человек, 2,3,4 стихи – природа; во второй строфе 1,2 стихи – природа, 3,4 стихи – человек; в третьей строфе 1,2,4 стихи – природа, 3 стих – человек. Эти линии переплетаются, чередуются. Сделайте вывод.
Вывод Композиция стихотворения построена на параллельном сопоставлении двух словесных рядов – человеческом и природном. Фет не анализирует свои ощущения, он просто их фиксирует, передаёт свои впечатления. Его поэзия импрессионистична: мимолётность впечатлений, фрагментарность композиции, богатство красок, эмоциональность и субъективность.
Литература 1. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб, Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М., Эткинд Е. Разговор о стихах. – М., Эткинд Е. Материя стиха. – СПб, Гинзбург Л. О лирике. – М., Холшевников В. Основы стиховедения. – М., 2002
Литература 7. Гаспаров М. О русской поэзии. – СПб, Баевский В. История русской поэзии. – М., Сухих И. Мир Фета: мгновения и вечность. – Звезда, 1995, Сухих И. Шеншин и Фет: жизнь и стихи. – Нева, 1995, Сухова Н. Мастера русской лирики. – М., Сухова Н. Лирика Афанасия Фета. – М., 2000