1.Творчество, как деятельность. 2.Структура творчества в изобразительной деятельности. 3.Показатели детского творчества. 4.Индивидуальный почерк детской продукции. 5.Золотое правило МОДИД. 6.Этапы в усвоении любого материала. 7.Составные компоненты творчества.
Творчество – это деятельность человека, направленная на создание нового, оригинального, ранее не существовавшего и имеющего общественную значимость.
Появление замысла. Мотив + цель = замысел Этап творческой изобразительной деятельности Изобразительная деятельность художника Изобразительная деятельность детей внешний толчок, сильное потрясение, яркий образ. - замысел может появиться под воздействием другого художественного образа, другого жанра. Книгафильм картинамузы- ка. Младший дошкольный возраст: - замысел появляется в процессе деятельности, он изменчив, неустойчив. Старший дошкольный возраст: - замысел появляется до деятельности; - может рассказать, что и как будет рисовать, появляются излюбленные темы.
Вынашивание замысла уточнение содержания будущего художественного произведения через чтение художественной литературы, просмотр кинофильмов, спектаклей. поиск форм, композиции, размера формата; наброски, этюды, поиск типажа. Этот этап может быть очень длительным. Появляется в старшем дошкольном возрасте (до 5 дней) У малышей чаще всего отсутствует. Чем меньше ребенок, тем быстрее он приступает к выполнению задуманного. Он еще не может предвидеть результат работы и ход ее выполнения. Предварительное планирование работы совмещается с процессом выполнения. Поэтому в творчестве детей часты случаи изменения содержания работы в процессе изображения. В старшем возрасте дети могут вынашивать, обдумывать. Поэтому в детских садах проводится предварительная работа. Могут вынашивать замысел 7 дней. Старшие дети могут делать наброски. Одну тему могут реализовывать на нескольких занятиях.
Реализация замысла дальнейшее уточнение художественного образа; содержание воплощается в конкретной материальной форме; физические и эмоциональные затраты художника, т.к. он захвачен этим процессом. - очень эмоциональны, часто сопровождают творческую деятельность речью; - более короткий, чем у взрослых: мл.возраст- 15 мин. старш.возр.- 30 мин. подг.гр. – 2 занятия на одну тему.
Появление художественного произведения, его оценка анализ и критика процесс отторжения произведения от художника требует больших эмоциональных затрат; оценка воплощения замысла художником, публикой. Критика полученного результата: -самим художником; -со стороны спец. художественных подразделений. - очень важна оценка взрослого; - в старшем возрасте указание взрослого на неточности, возможность доработки.
Структура творчества ребенка идентична структуре творчества взрослого человека, но для нее характерны определенные возрастные особенности.
Отношение к деятельности Ребенок предпочитает эту деятельность другой, захвачен ее выполнением, увлечен, ничего не замечает за работой. Быстро переключается на любимую деятельность и с трудом с нее на другую.
Качество способов действий Ребенок сам является творцом новых способов изображения. Работая по образцу – дополняет, дорисовывает, придумывает.
Качество самой продукции Нестандартное выполнение задания, внесение чего-то своего нового, использование новых изобразительных материалов. Рисунки отличаются оригинальностью, непохожестью на другие.
Соотношение обучающих и творческих задач на занятии не зависит от возраста детей. Оно зависит от этапа усвоения конкретного содержания. Ф л е р и н а Е. А.
1. Обучение \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\!///// Творчество Первый этап – обучение, применение прямых методов руководства (показ, образец, подражание, объяснение). Ребёнок действует по образцу.
2.Обучение \\\\\\\\\\\\\\\\\!///////////////// Творчество Второй этап – возможно появление творчества детей. Вариативные методы (частичный показ).
3.Обучение\\\\\\!/////////////////////////// Творчество На третьем этапе творчество проявляется в полной мере. Педагог применяет косвенные методы руководства (создание мотивации и эмоциональной обстановки).
Личностные качества, которые являются составными компонентами творчества: Оригинальность Беглость Восприимчивость Гибкость
Оригинальность предполагает внесение нового в имеющийся материал, способность проявлять неординарность мышления; Беглость предполагает способность реагировать на идеи в пределах ограниченного времени, богатство зрительных впечатлений; Гибкость означает способность ребенка приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации. Например, может заинтересоваться формой, получившейся в результате пролитой краски, кляксой и приспособиться к новой ситуации. А может просто расплакаться и опустить руки – в этом случае его нельзя считать творческой личностью. Восприимчивость – способность увидеть необходимые свойства обычных предметов и явлений. Это понятие тесно связано с расширением и пополнением словаря. Л.Хаскелл