Александр Иванович Куприн
«Куприн – настоящий художник, громадный талант. Поднимает вопросы жизни более глубокие, чем у его собратьев…» Л.Н.Толстой
Детские годы Родился в городе Наровчате Пензенской губернии, рос без отца Мать – энергичная, волевая женщина Детство в Москве во вдовьем доме Мальчик мечтательный и вспыльчивый, нежный и упорный Пансион для сирот (побег)
Юношеские годы Кадетский корпус: тоска по дому, «всеобщий культ кулака», нестерпимая боль, отчаяние маленькой души Юнкерское училище: обострённая чуткость к чужому состраданию, естественность и грубоватость, ужасы военной бурсы, унизительная публичная порка
Начало литературной деятельности Стихи: ноты уныния и тоски, героические мотивы Рассказы Серия «Киевские типы» Рассказы о военном быте
Купринские университеты Служба в полку Отставка Репортёр Управляющий на постройке дома Служащий в технической конторе Псаломщик Изучение зубоврачебного дела Грузчик…
Творческий расцвет писателя «Молох» «Чудесный доктор» «Прапорщик армейский» «Олеся» «Конокрады» «Белый пудель» «Поединок» «Гамбринус «Суламифь» «Гранатовый браслет» «Анафема» «Листригоны» «Светлана» «Юнкера» «Жанета»
Петербург. Москва Сближение со знаменитыми писателями Женитьба Редактор журнала «Мир Божий» Антивоенные повести (реализм) Пушкинская премия
Годы великой смуты Восторженность и разочарование германской кампанией гг. Приветствует падение царского режима и «Временное правительство» Полемика с большевиками 1919 г. – переход на сторону белых Эмиграция
Тема России «Есть такие писатели, что их хоть на Мадагаскар посылай на вечное поселение – они и там будут писать роман за романом…А мне всё надо родное, всякое – хорошее, плохое – только родное».
ЧЕРТЫ РЕАЛИЗМА СОЦИАЛЬНАЯ ТИПИЗАЦИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ ИНТЕРЕС К ПОДРОБНОСТЯМ БЫТА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ХАРАКТЕРОВ УГЛУБЛЕННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА
ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА Романтична сама тема любви, тем более в её трагическом звучании. Любовь для Куприна – это спасительная сила, оберегающая человека от пошлости, дающая смысл и оправдание всему его существованию. Писатель выбирает экзотическое место действия – («Олеся» - Полесье, «Гранатовый браслет» - Крым)
ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА Пейзаж выполняет самые различные роли (начало «Гранатового браслета» - экспозиция; часто - фон или обрамление, т.е. эстетическая нагрузка; рассказ о внутреннем мире героев как дополнение к психологической характеристике; выражение автора к своим персонажам) Использование сказочных и мистических мотивов (необычные способности Олеси и её бабки…)
ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА Некоторым предметам Куприн придает особый, символический смысл (коралловые бусы Олеси, старый молитвенник, гранатовый браслет) Последняя глава рассказа «Гранатовый браслет» напоминает стихотворение в прозе (ритмизированная проза)
Любовь – всегда трагедия Любовь – трогательное и проникновенное чувство, страстное, всецело завладевающее человеком. Любовь позволяет проявиться лучшим свойствам души, озаряет её светом доброты и самопожертвования