Тема: Продольное нивелирование КИШИНЕВСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ Выполнила студентка гр. СС Райлян Мария Преподаватель - Парчевский Николай
1. Продольное нивелирование трассы. 2. Обработка результатов нивелирования и построение профиля. 3. Оформление профиля. СОДЕРЖАНИЕ:
Измерения, проводимые для определения отметок точек местности или их разностей, называют нивелированием. Сложное геометрическое нивелирование, выполняемое с целью определения высот точек, расположенных на оси сооружения линейного типа (автодороги), нивелирования теодолитных ходов, называется продольным нивелированием.
Продольное нивелирование трассы. Разбивка пикетажа. разбивка пикетажа При техническом нивелировании трассы линейного сооружения, выполняемом для составления продольного профиля, предварительно производится разбивка пикетажа - разбивка на стометровые отрезки и закрепление концов отрезков колышками- пикетами. Для разбивки используется двадцатиметровая стальная лента и шесть шпилек. Измерения производятся в одном направлении. При этом необходимо получать горизонтальные проложения линий.
Передача шпилек осуществляется после отложения стометрового отрезка, который закрепляется колышком (пикетом) у шпильки, воткнутой в землю. Пикеты забиваются вровень с поверхностью земли и вырубается дерн вокруг него. Пикеты нумеруют, начиная с нуля, в возрастающем порядке до конца трассы. Перегибы рельефа отмечают колышками, как и пикеты, но в их обозначении указывают номер предыдущего пикета плюс число метров до точки перегиба. Например: Например: ПK 2+26, ПK и т.д.Такие точки носят название "плюсовых".
Одновременно с разбивкой пикетажа теодолитом полным приемом измеряют в точках поворота трассы правые по ходу углы и выполняют съемку полосы местности шириной метров в обе стороны от оси, применяя простейшие способы (например, способ перпендикуляров, линейных засечек) и приборы (эккер, рулетка). Результаты съемки заносят в пикетажный журнал в масштабе 1:1000
Нивелирование трассы. При нивелировании трассы различают "связующие" и "промежуточные" точки. Связующими Связующими точками являются все пикетные, а также "иксовые" точки, используемые при нивелировании крутых склонов, когда невозможно с одной постановки нивелира сделать отсчеты по рейкам, установленным на смежных пикетах. "промежуточным" К "промежуточным" точкам относятся плюсовые. Превышения между связующими точками определяют нивелированием из середины с контролем превышений, вычисленным по отсчетам по черным и красным сторонам реек.
После определения превышений между связующими точками приступают к нивелированию промежуточных точек. Задний реечник последовательно ставит рейку на колышки всех плюсовых точек, имеющихся между пикетами, уже пронивелированными с данной станции, при этом необходимо: а) не изменять высоту нивелира после выполнения отсчетов по связующим точкам; б) отсчеты на промежуточные точки делать только по черной стороне рейки; в) перед каждым отсчетом на промежуточные точки контролировать положение пузырька цилиндрического уровня.
На каждой станции вычисляются превышения между связующими точками по черной и красной сторонам реек: h ч= З ч – П ч; h ч = З ч – П ч; h к= З к – П к; h ч h к где h ч и h к – превышения, полученные по черной и красной сторонам реек соответственно; З к, З ч, П к, П ч З к, З ч, П к, П ч соответственно задние и передние отсчеты по черным и красным сторонам реек.
Привязка трассы к реперам. Для контроля измерений и вычислений отметок начало и конец трассы должны быть привязаны к реперам высотной геодезической сети. Привязка заключается в измерении превышений между реперами и этими пикетами способом нивелирования из середины с контролем измерений по черным и красным сторонам реек.
Проверка полевых вычислений. Обработку результатов продольного нивелирования начинают с контроля полевых вычислений - постраничного контроля. Для этого необходимо найти: – сумму задних отсчетов; – сумму передних отсчетов; – алгебраическую сумму вычисленных превышений; – алгебраическую сумму средних превышений;
Если выполняется равенство: Если выполняется равенство: то вычисления считаются выполненными правильно. Расхождение, вызываемое только ошибками округления, не должно превышать 2 мм.
Вычисления отметок связующих и промежуточных точек. Вычисления начинают с определения невязки хода f h =hср. - (Hкон. - Hнач.) hср Hнач., Hкон Здесь hср. - сумма средних превышений по всему ходу; Hнач., Hкон. - отметки реперов, к которым привязаны нулевой и конечный пикеты трассы. Предельная допустимая невязка определяется по формуле: L где L – количество километров в ходе.
Допустимой считается невязка fh fhдоп fh fhдоп. Невязку распределяют поровну на все превышения с противоположным знаком, округляя поправки до целых миллиметров. Контролем распределения невязки является равенство суммы поправок невязке хода с противоположным знаком.
Сумма исправленных превышений равна: После этого вычисляют отметки точек: где – отметка последующей точки; – отметка предыдущей точки; – превышение справленное;,2,…., n.
ГП = HА + а Отметки промежуточных точек вычисляют способом горизонта прибора (ГИ), определяемого на каждой станции, где есть промежуточные точки, по формуле: ГП = HА + а. Отметка промежуточной точки HС = ГП - с HС = ГП - с.
Построение профиля. По результатам продольного нивелирования составляется профиль трассы. Профиль строится на миллиметровой бумаге в заданном масштабе, удобном для проектирования. Вертикальный масштаб профиля принимается в 10 раз крупнее горизонтального.
На построенной сетке профиля, в принятом горизонтальном масштабе, наносят пикеты и плюсовые точки, отчеркивая их вертикальными линиями в графе "расстояния". В этой же графе записывают расстояния между пикетами и плюсовыми точками. В графе "пикеты" пишут номера пикетов. Отметки точек, полученные по результатам нивелирования, выписываются из журнала в графу фактических отметок против соответствующих пикетных или плюсовых точек, округляя их до 0.01 метра. Эти отметки в вертикальном масштабе откладывают от линии условного горизонта, выбираемой с таким расчетом, чтобы от нее до точки профиля с минимальной отметкой было не менее 5-6 сантиметров. Полученные точки соединяют прямыми, образующими ломаную линию - профиль.
Оформление профиля. Профиль оформляется тушью. Все проектные данные (проектная линия, проектные уклоны и проектные расстояния, проектные и рабочие отметки, а также ось трасы) показывают красным цветом. Точки нулевых работ и расстояния до них - синим; все фактические данные - черным цветом. Данные съемки полосы местности вдоль трассы изображаются соответствующими условными знаками. Обязательно приводится горизонтальный и вертикальный масштабы профиля.