А.С.Пушкин. «Медный всадник»
История создания. Содержание. Поэма написана в Болдине осенью 1833 г. Поэма написана в Болдине осенью 1833 г. Тема: наводнение в Петербурге и его последствия. Тема: наводнение в Петербурге и его последствия. Проблемы: 1) столкновение власти и человека, 2) столкновение человека и природной стихии. Проблемы: 1) столкновение власти и человека, 2) столкновение человека и природной стихии. Кузьмин. Пушкин в Болдино.
Форма произведения. Метод – реалистический. Метод – реалистический. «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В.Н.Берхом». (Из «Предисловия» к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».) «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В.Н.Берхом». (Из «Предисловия» к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».) Род – лиро-эпический. Род – лиро-эпический. Жанр – поэма. Жанр – поэма. Подзаголовок Пушкина «Петербургская повесть» усложняет жанр для понимания реалистической основы произведения, значимости конфликта. Подзаголовок Пушкина «Петербургская повесть» усложняет жанр для понимания реалистической основы произведения, значимости конфликта. Конфликт – социальный, трагически неразрешимый: столкновение личности с неизбежным ходом истории, противостояние коллективной, общественной воли (в лице Петра Великого) и воли личности (в лице Евгения) Конфликт – социальный, трагически неразрешимый: столкновение личности с неизбежным ходом истории, противостояние коллективной, общественной воли (в лице Петра Великого) и воли личности (в лице Евгения)
Система образов. Пётр І (великий реформатор жестокий тиран) Суровая и дикая природа (одинокий челн, мшистые и топкие берега, убогие избы «чухонцев» широко раскинувшаяся, несущаяся вдаль река; вокруг лес, «неведомый лучам в тумане спрятанного солнца») Евгений (мелкий чиновник человек, поднявший руку на «строителя чудотворного»)
Город в произведениях русской классики Москва – «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Песня про… купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова, «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Чистый понедельник» И.А.Бунина, «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова; Москва – «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Песня про… купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова, «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Чистый понедельник» И.А.Бунина, «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова; Петербург - «Евгений Онегин», «Пиковая дама» А.С.Пушкина, «Шинель», «Невский проспект», «Нос», «Записки сумасшедшего» Н.В.Гоголя, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Страшный мир», «Снежная маска» А.А.Блока; Петербург - «Евгений Онегин», «Пиковая дама» А.С.Пушкина, «Шинель», «Невский проспект», «Нос», «Записки сумасшедшего» Н.В.Гоголя, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Страшный мир», «Снежная маска» А.А.Блока; Город N – «Ревизор» Н.В.Гоголя, «Белая гвардия» М.А.Булгакова (прототип – Киев); Город N – «Ревизор» Н.В.Гоголя, «Белая гвардия» М.А.Булгакова (прототип – Киев); Калинов (вымышленный город) – «Гроза» А.Н.Островского. Калинов (вымышленный город) – «Гроза» А.Н.Островского. "Пушкин в Петербурге".