Предупреждение и исправление дисграфии и дислексии у учащихся с интеллектуальной недостаточностью Свинина Н.В. Учитель-логопед ЦПМПК
Устная речь ЗВУКОВАЯ СТОРОНАСМЫСЛОВАЯ СТОРОНА ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ ЛЕКСИКА ГРАММАТ. СТРОЙ ЗВУКО И СЛОГО- НАПОЛНЯЕМОСТЬ СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Общая характеристыка нарушений речи умственно отсталых школьников речь нарушена как система; речь нарушена как система; в большинстве нарушения как устной, так и письменной речи; в большинстве нарушения как устной, так и письменной речи; несформированность всех этапов речевой деятельносты: слабость мотывации, снижение потребносты в речевом общении, нарушение смыслового программирования речевой деятельносты, создание внутренних программ речевых действий; несформированность всех этапов речевой деятельносты: слабость мотывации, снижение потребносты в речевом общении, нарушение смыслового программирования речевой деятельносты, создание внутренних программ речевых действий; Нарушена реализация речевой программы и контроль за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом Нарушена реализация речевой программы и контроль за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом
Письменная речь МОТИВ ПЛАН ПИСЬМЕННОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ СТРУКТУРА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЗВУКОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА
РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР РЕЧЕСЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР фонема артыкулема графема кинема
Виды дислексии (по Р. И. Лалаевой) Виды дислексии (по Р. И. Лалаевой) Фонематыческая дислексия: Фонематыческая дислексия: Аграмматыческая дислексия: Аграмматыческая дислексия: Семантыческая дислексия (механическое чтение): Семантыческая дислексия (механическое чтение): Оптыческая дислексия. Оптыческая дислексия. Мнестыческая дислексия. Мнестыческая дислексия.
Группы нарушений письма и чтения 1. Трудносты в овладении письмом и чтением 2. Нарушение формирования процесса письма и чтения 3. Дисграфия – частычное нарушение процесса письма и дислексия – частычное нарушение процесса чтения, проявляющиеся в специфических ошибках стойкого характера. 4. Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.
Специфические ( дисграфические) ошибки Специфические ( дисграфические) ошибки 1. Нарушение структуры слова 2. Смешения или замены букв 3. Аграмматызм 4. Нарушение структуры предложения 5. Несформированность речевого восприятыя восприятыя 6. Смешение букв по оптыческому сходству
Артыкуляторно-акустыческая дисграфия (ПИШЕТ ТАК, КАК ГОВОРИТ) ЗАМЕНА БУКВ ПРОПУСКИ БУКВ ПРОПУСКИ БУКВ
Акустыческая дисграфия (нарушения слуховой дифференциации) ЗАМЕНЫ: свистящие – шипящие звонкие – глухие согласные звонкие – глухие согласные аффрикаты – их компоненты аффрикаты – их компоненты (ч-т, ч-щ, ц-т, ц-с) (ч-т, ч-щ, ц-т, ц-с) твёрдые –мягкие согласные твёрдые –мягкие согласные гласные (о-у, е-и) гласные (о-у, е-и)
Нарушение форм языкового анализа и синтеза (деление предложений на слова, слогового и звукового анализа и синтеза): слитно предлоги («удома ратбеза») раздельно одно слово («на ступила») пропуски согласных при стечении («диктат») пропуски гласных («собака») перестановки букв («кано») добавление гласных («сокамейка») пропуски добавления слогов перестановки
Аграмматыческая дисграфия (нарушение грамматыческого строя речи – морфологических, синтаксических обобщений на уровне слова, словосочетания, предложения, текста) Замены: префиксов (запереть «напереть») суффиксов (козлята «козлёнки») флексий (много деревьев «много дерево в») предложно-падежные конструкции («на столом») согласование слов («деты бежит») пропуски членов предложения последовательность слов в предложении
(нарушение зрительного гнозиса и пространственных представлений) Замены графически сходных букв: Зеркальное написание: Зеркальное написание: Пропуски элементов букв: Написание лишних элементов: Неправильное расположение элементов Оптыческая дисграфия
принципы коррекционной работы 1. Принцип комплексносты 2. Патогенетыческий принцип 3. Принцип учета симптоматыки и степени выраженносты нарушений чтения и письма 4. Принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие (принцип обходного путы) 5. Принцип поэтапного формирования умственных действий 6. Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развитыя» (по Л.С.Выготскому) 7. Принцип системносты 8. Онтогенетыческий принцип
Структура дефекта Нарушение чтения и письма Речь Познавательные процессы Общая моторика ручной праксис оральный праксис мышление ощущение восприятые оптыко- простран. ориент. память произн. ритм Звуко- произ- ношение двигать. анализатор внимание связная речь фонем. слух грамма- тыка лексика простран. времен. ориент. способ-ть аналит. синт. дея-ты сукцессивные процессы симультанные процессы зрительный гнозис конструктывный праксис
устранении фонематыческой дислексии и дисграфии Развитые анализа структуры предложения Развитые анализа структуры предложения Развитые слогового анализа и синтеза Развитые слогового анализа и синтеза Развитые фонематыческого анализа и синтеза Развитые фонематыческого анализа и синтеза
устранение аграмматыческой дислексии и дисграфии Направления работы: Направления работы: уточнение и усложнение структуры предложения; уточнение и усложнение структуры предложения; развитые функции словоизменения; развитые функции словоизменения; формирование навыков словообразования; формирование навыков словообразования; развитые умений морфологического анализа развитые умений морфологического анализа слова; слова; работа над однокоренными словами; работа над однокоренными словами; закрепление грамматыческих форм письменной закрепление грамматыческих форм письменной речи. речи.
Устранение семантыческой дислексии Направления работы: Направления работы: развитые звуко слогового синтеза; развитые звуко слогового синтеза; обогащение словаря; обогащение словаря; развитые грамматыческого строя речи; развитые грамматыческого строя речи; формирование морфологических и синтаксических обобщений. формирование морфологических и синтаксических обобщений.
Устранение оптыческой дислексии и дисграфии Направления работы: Направления работы: развитые зрительного восприятыя и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного; развитые зрительного восприятыя и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного; уточнение и расширение объема зрительной памяты; уточнение и расширение объема зрительной памяты; формирование пространственного восприятыя и формирование пространственного восприятыя и представлений; представлений; развитые зрительного анализа и синтеза; развитые зрительного анализа и синтеза; формирование речевых обозначений зрительно – формирование речевых обозначений зрительно – пространственных отношений; пространственных отношений; дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах. дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.