Развивающее обучение на основе педагогического мониторинга (на примере трудового обучения) С.А. Копылова
Развивающее обучение предполагает ориентацию учебного процесса на потенциальные возможности учеников и на их реакцию. Целью развивающего обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни. Теория развивающего обучения берет свое начало в работах К. Д. Ушинского, Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова и др.
Структурными составляющими системы развивающего обучения служат следующие основные направления педагогической работы: 1. Углубленное изучение индивидуальных особенностей учеников и выявление его возможностей в трудовом обучении. 2. Отслеживание и фиксация «прироста» развития учащихся по параметрам, охватывающим наиболее важный для овладения трудовой деятельностью учебный материал. 3. Систематическое восполнение недостатков усвоения учебного материала за весь предыдущий период обучения. 4. Определение эффективности и подбор адекватных состоянию ученика педагогических технологий на основе результатов отслеживания «прироста» обученности.
Базовым компонентом развивающего обучения является объективная и целенаправленная оценка состояния обученности. Обученнность дает возможность устанавливать более точное соответствие между учебными возможностями ученика, с одной стороны, содержанием и методикой обучения с другой.
Для дифференцированной оценки развития необходимых в трудовой деятельности способностей используются общие и специальные параметры. Ориентируясь на общие параметры, учитель фиксирует процессы индивидуального развития каждого из учеников учебно-трудовой группы.
ОБЩИЕ ПАРАМЕТРЫ 1. Понимание объяснения учителя. 2. Усвоение технико-технологических знаний. 3. Формирование оперативного образа цели предстоящей деятельности. 4. Планирование. 5. Самоконтроль. 6. Усвоение профессиональных приемов труда 7. Сформированность трудовых навыков (в VI VIII классах) 8. Работоспособность.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ТРУДОВОМ ОБУЧЕНИИ По каждому параметру определяются критерии оценки уровней развития. Для практических целей достаточно выделения 3-х уровней.
Планирование трудовой деятельности (VIII вид) 1. К самостоятельному планированию новой работы на основе ранее изученных приемов не способен. Характерны попытки неадекватного использования усвоенных в предыдущем обучении планов. Акцентирование внимания на новом не помогает. 2. Способность к планированию новой работы в целом находится на удовлетворительном уровне, но может допускать ошибки как в последовательности действий, так и в определении более эффективных приемов работы. Новое условие предстоящей деятельности осознает самостоятельно или с помощью стимулирующих вопросов учителя. 3. Планирование новой работы в пределах программных требований осуществляет успешно.
График достижений в уч. году Ученика 8-го класса Евгения К.
Планирование трудовой деятельности 1. Способность к планированию новой работы в целом находится на удовлетворительном уровне, но может допускать ошибки, как в последовательности действий, так и в определении более эффективных приемов работы. Новое условие предстоящей деятельности осознает самостоятельно или с помощью стимулирующих вопросов учителя. 2. Планирование новой работы в пределах программных требований осуществляет успешно. 3. Способен планировать трудовые действия сверх программных требований по собственным замыслам и эскизам.
Педагогический мониторинг только тогда имеет смысл, когда: -он содержит определенную логически законченную схему, начало, конец; -перед мониторингом поставлены конкретные цели; -после мониторинга сделаны конкретные выводы, приняты конкретные решения; -намечены пути их реализации.
Спасибо за внимание