Липецкая область Чаплыгинский район МОУ СОШ п. Рощинский Тема: «Знакомство с причастием» 7 класс Учитель русского языка: Варламова Ана Ивановна ноябрь 2005 год
Знакомство с причастием
Причастие – «часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». В.И. Даль
какой? рыжий, усатый Посмотрите на льва. По каким признакам можно узнать имено этого льва? (Какой он?) Названы постояные признаки льва?
Признаки, которые приобретает лев, когда над ним совершают действие покрашеный (тот, которого покрасили) какой?
Задание Вставьте нужные причастия в стихотворные строчки: Солнце какое? -… Потому что оно сияет. Стрекоза какая? - … Потому что над лужей летает. Головастик какой? - … Он в болоте над кочкой танцует. Мой братишка Володька… На асфальте он мелом рисует.
Снежинка какая? –летящая, Потому что снежинка летит. Супчик какой? – кипящий, Потому что супчик кипит. Будильник какой? – звонящий, Потому что будильник звонит. Дитя какое? – сопящее, Потому что в две дырки сопит. Стекло, оно дребезжащее, Потому что оно дребезжит. А папа какой? – брюзжащий, Потому что он вечно брюзжит.
причастие число вид признаки прилагательного глагола род число падеж время вид возвратный., невозвратныйый.
Просклоняйте имя прилагательное и причастие: И. п. тигр (какой?) рыжий, покрашеный
Суффиксы причастий -ащ- (-ящ-), -ущ- (-ющ-), -вш-, -ш-, -ем- (-ом-), -им-, -ен- (-ён-), -н-, -т-
Задание Найдите словосочетания «прич. + сущ.» 1) тёплый дождь 7) скошеная трава 2) лаявшая собака 8) каменый дом 3) спелый крыжовник 9) низкие облака 4) собраные грибы 10) жёлтая рожь 5) засеяное поле 11) высохшая трава 6) летящая птица 12) смелый боец
Из группы слов вычеркните лишнее: рассчитывавший, готовящийся, бушующий, величайший
Найдите в предложении причастие Мы шли узенькой тропинкой, ведущей прямо к речке
Вспомним пословицы Вставьте причастия на месте пропуска: 1)… времени не воротишь. 2)… слово и на коне не догонишь. 3)Лучше учёный, чем ….
Задание Составьте по картинке несколько предложений, употребив причастия
Подведём итоги В ходе урока мы 1)познакомились с грамматическими признаками причастия; 2)научились различать причастия и прилагательные, определять в причастии признаки глагола и прилагательного; 3) познакомились с суффиксами причастия; 4) приобрели навык употребления причастий в речи.