Антон Павлович Чехов (1860 – 1904)
Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле. Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле. А.П. Чехов А.П. Чехов Желание служить благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья…
Родители А.П.Чехова Родители А.П.Чехова Отец – Павел Егорович Чехов Чехов ( купец III гильдии) ( купец III гильдии) Мать – Евгения Яковлевна Чехова (Морозова) Чехова (Морозова) (дочь купца – суконщика) (дочь купца – суконщика)
I. Таганрог( ) Дом Дом на Полицейской улице, на Полицейской улице, где родился где родился А.П.Чехов А.П.Чехов
Дом и бакалейная Дом и бакалейная лавка отца лавка отца А.П.Чехова, А.П.Чехова, Павла Егоровича Павла Егоровича Таганрог
Стол с гимназическими принадлежностями (на втором этаже дома – лавки)
Греческая школа Таганрога Греческая школа Таганрога В греческой школе,по убеждению отца, слепо верившего грекам, начали своё обучение старшие сыновья Павла Егоровича: Александр, Николай и Антон, но… В греческой школе,по убеждению отца, слепо верившего грекам, начали своё обучение старшие сыновья Павла Егоровича: Александр, Николай и Антон, но…
Гимназия, в которой учился А.П.Чехов Гимназическая программа: Гимназическая программа: - Всеобщая и русская история; - История Древней Греции и Рима; - География России; - Теория словесности; - История русской словесности; - Древние языки; - немецкий, язык; - Французский язык; - Закон Божий; ……………………………………
Природа – важная часть существования (Человек «оприрожен», природа – очеловечена); Природа – соучастник человеческой жизни («Каштанка», «Белолобый», «Агафья», «Страх») ; Тип литературной природы проходит эволюцию от абстрактного фона жизни до главного действующего лица («Степь», «Безотцовщина»…) Тип литературной природы проходит эволюцию от абстрактного фона жизни до главного действующего лица («Степь», «Безотцовщина»…) Особенности мироощущения Чехова, сформированные в период гг.
II. Москва ( ) II. Москва ( ) А.П.Чехов – студент медицинского факультета университета ( ) А.П.Чехов – студент медицинского факультета университета ( ) Является стипендиатом таганрогской гимназии Является стипендиатом таганрогской гимназии В журнале «Стрекоза» (10,1880 г.) появляется первое печатное произведение «Письмо к учёному соседу», подписанное «…въ» В журнале «Стрекоза» (10,1880 г.) появляется первое печатное произведение «Письмо к учёному соседу», подписанное «…въ» Представление о человеке как главном действующем лице того или иного события. Представление о человеке как главном действующем лице того или иного события. Человек, по Чехову, - основа мироздания, объект внимания и …изучения. Человек, по Чехову, - основа мироздания, объект внимания и …изучения.
Доктор Чехов Доктор Чехов В 1884 г. Чехов – заведующий больницей в Звенигороде, в качестве уездного врача принимает больных, ездит на вскрытия, является экспертом в суде. В 1884 г. Чехов – заведующий больницей в Звенигороде, в качестве уездного врача принимает больных, ездит на вскрытия, является экспертом в суде. Медицинская практика – пища для литературных опытов («У постели больного», «Палата 6», «Случай из практики», «Чёрный монах», «Ионыч»...) Медицинская практика – пища для литературных опытов («У постели больного», «Палата 6», «Случай из практики», «Чёрный монах», «Ионыч»...) Сотрудничество с журналами: «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Осколки», «Сверчок» и т.д. Сотрудничество с журналами: «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Осколки», «Сверчок» и т.д. Подписывает свои рассказы псевдонима-ми: А.Ч-те, Ант. Чехонте, Человек без селезёнки, Г.Балдасаров,,…а в 1883 г. А.П.Чехов впервые поставил своё имя. Подписывает свои рассказы псевдонима-ми: А.Ч-те, Ант. Чехонте, Человек без селезёнки, Г.Балдасаров,,…а в 1883 г. А.П.Чехов впервые поставил своё имя. В 1884 г. Вышел первый сборник рассказов «Сказки Мельпомены» В 1884 г. Вышел первый сборник рассказов «Сказки Мельпомены»
Москва ( большая литература ) Дом – комод на Садово-Кудринской улице (ныне дом-музей А.П.Чехова) (ныне дом-музей А.П.Чехова)
Встречи, знакомства, творчество… Рассказы отмечаются популярными писателями и издателями ( Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович, А. С. Суворин …) Рассказы отмечаются популярными писателями и издателями ( Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович, А. С. Суворин …) Дом Кувшинниковых и его гости : врачи, художники, музыканты, писатели ( Чеховы, Левитан, Степанов, Шаляпин, Рахманинов и т. д.). Рассказы « Попрыгунья », « Ионыч » Дом Кувшинниковых и его гости : врачи, художники, музыканты, писатели ( Чеховы, Левитан, Степанов, Шаляпин, Рахманинов и т. д.). Рассказы « Попрыгунья », « Ионыч » Сотрудничество А. П. Чехова с « толстыми журналами » (« Северный вестник », « Новое время ). Рассказы « Панихида », « Враги », « Святая ночь », « Кошмар », « Агафья », « Степь » Сотрудничество А. П. Чехова с « толстыми журналами » (« Северный вестник », « Новое время ). Рассказы « Панихида », « Враги », « Святая ночь », « Кошмар », « Агафья », « Степь »
Сахалин ( ) Цель поездки - изучение жизни каторжных и ссыльных (не выяснение причин, приведших человека на каторгу, но именно проблему человек и каторга ). Цель поездки - изучение жизни каторжных и ссыльных (не выяснение причин, приведших человека на каторгу, но именно проблему человек и каторга ). Очерк «Остров Сахалин» ( ) Очерк «Остров Сахалин» ( ) Поездка на остров сказалась на дальнейшем творчестве писателя («В ссылке», «Бабы», «Гусев», «Убийство»), изменила взгляд Чехова на жизнь, на человека: «…впоследствии всё в моём творчестве «просахалинено» («Палата 6», « Три года», «Моя жизнь», «Мужики», «Архиерей») Поездка на остров сказалась на дальнейшем творчестве писателя («В ссылке», «Бабы», «Гусев», «Убийство»), изменила взгляд Чехова на жизнь, на человека: «…впоследствии всё в моём творчестве «просахалинено» («Палата 6», « Три года», «Моя жизнь», «Мужики», «Архиерей»)
Последний дом в Москве Дом Фирганг, Дом Фирганг, где до переезда в где до переезда в Мелихово жил Мелихово жил А.П.Чехов А.П.Чехов
Усадьба Мелихово, Усадьба Мелихово, приобретённая приобретённая А.П.Чеховым А.П.Чеховым зимой 1892 г. зимой 1892 г. III. Мелихово ( )
Доктор Чехов в Мелихово В гг. В России эпидемия холеры. Чехов работает участковым врачом, обслуживает 26 деревень, 4 фабрики, монастырь, организовывает медицинские пункты В гг. В России эпидемия холеры. Чехов работает участковым врачом, обслуживает 26 деревень, 4 фабрики, монастырь, организовывает медицинские пункты
Школа, построенная Чеховым Пять лет мелиховской жизни Чехов посвятил строительств у школ Пять лет мелиховской жизни Чехов посвятил строительств у школ
В Мелихово было написано более 40 произведений
Знаменитый флигель Мелихово Здесь были написаны: «Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»), пьеса «Чайка» Здесь были написаны: «Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»), пьеса «Чайка»
IV. Ялта ( )
Чехов и МХАТ С осени 1898 г. С осени 1898 г. начинается начинается плодотворное плодотворное сотрудничество сотрудничество Чехова с Чехова с Московским Художественным Московским Художественным театром театром
Ольга Леонардовна Книппер, ведущая актриса МХАТа (с 1901 г. – жена А.П.Чехова)
Жизнь в Ялте Жизнь в Ялте Кабинет А.П.Чехова в Ялте. Кабинет А.П.Чехова в Ялте. Здесь написаны зрелые, глубокие, яркие произведения: Здесь написаны зрелые, глубокие, яркие произведения: - «Дама с собачкой»; - «Невеста»; - «Три сестры»; - «Вишнёвый сад» Кабинет А.П.Чехова в Ялте. Кабинет А.П.Чехова в Ялте. Здесь написаны зрелые, глубокие, яркие произведения: Здесь написаны зрелые, глубокие, яркие произведения: - «Дама с собачкой»; - «Невеста»; - «Три сестры»; - «Вишнёвый сад»
Чехов в Ялте. Встречи. Общение.
Дача в Гурзуфе 1901 год
V. Германия. Баденвейлер (1904 г.) В начале лета 1904 г. А.П.Чехов вместе с женой О.Л.Книппер выезжает из России на курорт Баденвей- лер.Они поселились в отеле «Зоммер». лер.Они поселились в отеле «Зоммер». 2 июля 1904 г. в 3 часа утра А.П.Чехова не стало…
Чеховский нравственный кодекс жизненного бытия Уважать человеческую личность, быть снисходительным, мягким, уступчивым; Уважать человеческую личность, быть снисходительным, мягким, уступчивым; Сострадать всему, чего и не увидишь простым глазом; Сострадать всему, чего и не увидишь простым глазом; Быть чистосердечным и бояться лжи как огня; Быть чистосердечным и бояться лжи как огня; Уважать чужую собственность» Уважать чужую собственность» Не уничтожать себя, чтобы вызвать в другом сочувствие; Не уничтожать себя, чтобы вызвать в другом сочувствие; Уважать в себе талант, гордиться им, если он есть; Уважать в себе талант, гордиться им, если он есть; Воспитывать в себе эстетику; Воспитывать в себе эстетику; Усилием воли воспитывать в себе благородство; Усилием воли воспитывать в себе благородство; Уважать человеческую личность, быть снисходительным, мягким, уступчивым; Уважать человеческую личность, быть снисходительным, мягким, уступчивым; Сострадать всему, чего и не увидишь простым глазом; Сострадать всему, чего и не увидишь простым глазом; Быть чистосердечным и бояться лжи как огня; Быть чистосердечным и бояться лжи как огня; Уважать чужую собственность» Уважать чужую собственность» Не уничтожать себя, чтобы вызвать в другом сочувствие; Не уничтожать себя, чтобы вызвать в другом сочувствие; Уважать в себе талант, гордиться им, если он есть; Уважать в себе талант, гордиться им, если он есть; Воспитывать в себе эстетику; Воспитывать в себе эстетику; Усилием воли воспитывать в себе благородство; Усилием воли воспитывать в себе благородство;
Чехов смотрит на мир глазами первочеловека, для которого главное значение имеет положение конкретного человека в окружающем его мире. Для Чехова превыше всего личность – не абстрактная, но вполне конкретная; Для Чехова превыше всего личность – не абстрактная, но вполне конкретная; Если чеховский герой проникся чувством сознания собственного достоинства – он симпатичен автору; но если этого не происходит, то он становится объектом чеховской иронии и субъектом юмористической ситуации; Если чеховский герой проникся чувством сознания собственного достоинства – он симпатичен автору; но если этого не происходит, то он становится объектом чеховской иронии и субъектом юмористической ситуации; Унизить человека, причинить ему боль для Чехова было невозможно. Это был великодушный художник! Унизить человека, причинить ему боль для Чехова было невозможно. Это был великодушный художник! Философское отношение к жизни, любовь к людям, уважение человека и было верой Чехова, его религией, его мировоззрением. Философское отношение к жизни, любовь к людям, уважение человека и было верой Чехова, его религией, его мировоззрением.
Всё творчество Чехова – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Всё творчество Чехова – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Его афоризм: «Краткость – сестра таланта». Его афоризм: «Краткость – сестра таланта». Шутки построены на сверхобобщениях, юмор основан на возведении в закон любой мелочи и случайности. Шутки построены на сверхобобщениях, юмор основан на возведении в закон любой мелочи и случайности. Всё творчество Чехова – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Всё творчество Чехова – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Его афоризм: «Краткость – сестра таланта». Его афоризм: «Краткость – сестра таланта». Шутки построены на сверхобобщениях, юмор основан на возведении в закон любой мелочи и случайности. Шутки построены на сверхобобщениях, юмор основан на возведении в закон любой мелочи и случайности. Особенности художественного мироощущения Чехова