Учитель-логопед МБДОУ детского сада компенсирующего вида 44 Задерей Елена Викторовна
Результаты обследования речи детей старшего дошкольного возраста показали, что наиболее часто встречающимися в ДОУ являются сложные речевые расстройства (дизартрии)- 50,5%, Актуальность проблемы: Дыхание-объем недостаточен, укороченная воздушная струя-100%; Состояние артикуляционного аппарата- нарушение подвижности и переключаемости, мышечный тонус-87%; Мимическая моторика – 81%; Нарушение тембра голоса – 62%; Нарушение силы голоса – 50%; Нарушение модуляции голоса – 56%; Мелодико-интонационные расстройства – 39%.
* развитие общей и тонкой моторики, мимики и пантомимики; * развитие физиологического дыхания; * формирование, развитие и коррекция слуха-зрительно-двигательной координации; * развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков; * развитие слухавого внимания. * применение подетально расчлененной подачи материала с демонстрацией отдельных элементов; *показ упражнений сочетать со словесным объяснением педагога. Задачи: Приемы:
движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега, танец. хоровод релаксационные упражнения Массаж (спины, рук, ног и т.п). логопедическая гимнастика. мимические упражнения разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями, песня, сопровождаемая жестами пальчиковая игра подвижная или коммуникативная игра; Методика логоритмического воздействия Г.А.Волковой Включение в логоритмические средства речевого материала в самых разнообразных формах Дифференцированная направленность приемов логоритмической работы Взаимосвязь музыки, движения, слова Формы работы: Принципы:
Схема взаимодействия специалистов при решении комплексных задач логоритмики по развитию слуха- зрительно-двигательной координации детей Развитие речевого дыхания Развитие речевой моторики
Учитель-логопед: Фонопедические упражнения Цель: привитие навыков речевого дыхания, укреплять силу, высоту голоса Самомассаж рук, спины Цель: развитие тактильного воображения, тонкой моторики Речевые игры с движением Цель: выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
Музыкальный руководитель: Релаксационные упражнения Цель: формирование умения снять напряжение, возбуждение. Развитие выразительности речи в движении Развитие мимики и пантомимики Цель: развитие лицевой артикуляционной и общей моторики Музыкальная игра с движением Цель: формирование умения соотносить темп, ритм, слово, музыку, движение.
Инструктор по физической культуре Дыхательные упражнения в воде Цель: развитие длительности, плавности речевого дыхания. Дыхательные упражнения на физкультурных занятиях. Цель: привитие навыков речевого дыхания. Элементы аквааэробики с проговариванием чистоговорок. Цель: выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью. Рефлекторный массаж стоп ног Цель: соотнесение темпа речи с движением, Укрепление мышечного тонуса свода стоп.
Подвижные игры. Цель: согласование речи с движением. Самомассаж лица Цель: нормализация мышечного тонуса. Игры с платочками. Цель: развитие ручной умелости. Воспитатели
Оснащение среды и педагогические разработки
Сравнительный анализ диагностических данных Таким образом, эффективность логоритмического воздействия на развитие детей дошкольного возраста настолько велико, что необходимо вводить его в практику всех детских садов не только как средство коррекции, но и прежде всего, как средство профилактики речевых нарушений у дошкольников.