НОВЫЙ РАЗДЕЛ КУРСА: КРУПНЫЙ ПРОДАВЕЦ НА РЫНКЕ [В ОТЛИЧИЕ ОТ МОДЕЛЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ] НЕСКОЛЬКИХ ПРОДАВЦОВ] [Стратегическое] взаимодействие с потенциальными.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 8. Дифференциация продукта : горизонтальная и вертикальная В теме, посвященной проблемам ценовой конкуренции, мы показали, что дифференциация продукта.
Advertisements

Тема 3. Стратегическое взаимодействие на рынке олигополии: объяснение прибыли продавцов 1. Парадокс Бертрана 2. Разрешение парадокса Бертрана: повторяющиеся.
ТЕМА 3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА РЫНКЕ ОЛИГОПОЛИИ: ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИБЫЛИ ПРОДАВЦОВ 1.Парадокс Бертрана 2.Разрешение парадокса Бертрана: повторяющиеся.
ЛЕКЦИЯ 9. ИЗДЕРЖКИ ВХОДА, СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СТРУКТУРА РЫНКА Цель – объяснить структуру рынка (количество продавцов) и факторы, воздействующие.
ТЕМА 4. СГОВОР: ЯВНЫЙ И МОЛЧАЛИВЫЙ 1.Сговор и повторяющиеся взаимодействия 2.Сговор и ценовые войны 3.Факторы, способствующие и препятствующие сговору:
Тема 4. Сговор: явный и молчаливый 1. Сговор и повторяющиеся взаимодействия 2. Сговор и ценовые войны 3. Факторы, способствующие и препятствующие сговору:
ТЕМА 7A. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ Предупреждение: лекция будет прочитана только в том случае, если останется время. В ином случае она представляется для справки.
Монополия - 3 Ценовая дискриминация II типа – самоотбор покупателей в условиях несовершенной информации.
Монополия - 4 Иллюстрация разницы между дискриминацией I и II типов Методы ценовой дискриминации: двухчастный тариф и продажи комплектами.
Тема 4. Сговор: явный и молчаливый 1. Сговор и повторяющиеся взаимодействия 2. Сговор и ценовые войны 3. Факторы, способствующие и препятствующие сговору:
Тема 9. Издержки входа, стратегическое поведение и структура рынка Цель – объяснить структуру рынка ( количество продавцов ) и факторы, воздействующие.
Монополистическая конкуренция Лекция 13. Вопросы: 1. Характеристика рынка монополистической конкуренции 2.Краткосрочное равновесие фирмы при монополистической.
Теория поведения потребителя Тема 2 Микроэкономика – 2005.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие. СПРОС ПРОДАВЦЫ – ТОВАРЫ – РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ – РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ – ДЕНЬГИ – ПОКУПАТЕЛИ ДЕНЬГИ – ПОКУПАТЕЛИ.
Выполнила : студент 2 курса ВШКУ Колобкова Дарья.
М ОДЕЛЬ Э ДЖУОРТА Редок Полина, студентка 1 курса, группы э 122 б.
Поведение фирмы- ценополучателя Решения задачи максимизации прибыли фирмы ценополучателя: кривая предложения, точка закрытия «Излишек производителя» и.
В.2. Предложение. Кривая предложения. Закон предложения. Механизм функционирования рынка Работу выполнили: Тимеркаева, Хасаншина, Иксанова, Хайретдинова.
Спрос на рынке зависит от «нижней» цены: причины и последствия Филатов А.Ю. Институт систем энергетики им.Л.А.Мелентьева, Иркутский государственный университет.
Транксрипт:

НОВЫЙ РАЗДЕЛ КУРСА: КРУПНЫЙ ПРОДАВЕЦ НА РЫНКЕ [В ОТЛИЧИЕ ОТ МОДЕЛЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ] НЕСКОЛЬКИХ ПРОДАВЦОВ] [Стратегическое] взаимодействие с потенциальными конкурентами Долгосрочные эффекты развития рынка [ограничение конкуренции за счет предотвращения входа ? ] Воздействие стратегий по отношению к входу на выигрыши потребителей и благосостояние? Законность с точки зрения антимонопольных норм? Как объяснить его (их) поведение? Дифференциация продукта и реклама Ценовая дискриминация Вертикальные ограничивающие контракты

ЛЕКЦИЯ 6. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТА: ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ И ВЕРТИКАЛЬНАЯ В теме, посвященной проблемам ценовой конкуренции, мы показали, что дифференциация продукта даёт возможность смягчить ценовую конкуренцию. Относится ли это ко всем типам дифференциации? Каковы особенности развития структуры рынка дифференцированного продукта? Какова роль рекламы на рынке дифференцированного продукта? 1. Горизонтальная дифференциация продукта (на примере модели Хотеллинга и Салопа*) 2. Реклама: влияние на спрос, конкуренцию и структуру рынка 3. Вертикальная дифференциация продукта и проблемы, ей создаваемые 4. Сигналы качества и их влияние на структуру рынка

ЛИНЕЙНЫЙ ГОРОД ХОТЕЛЛИНГА 1.«Город», где продавцы расположены по краям отрезка длиной 1, а покупатели распределены внутри отрезка равномерно 2. Максимальная готовность платить за товар продавца у всех покупателей одинакова и достаточно высока [*]. 3. Транспортные расходы t на единицу расстояния. Интерпретация? 4. Величина спроса для каждого из продавцов – «безразличный покупатель». Обозначим его Х. Для безразличного покупателя выполняется условие: P 1 + tX = P 2 + (1-X)t X = (P 2 – P 1 + t)/(2t) [Пусть P 2 = c. Равновесие по Нэшу?] «Полная цена» продавца 1 для покупателя Х «Полная цена» продавца 2 для покупателя Х tgα = t X – безразличный покупатель

ПОДУМАЕМ О ТОМ, КАК ПРОДАВЦЫ ВЫБИРАЮТ «РАССТОЯНИЕ» Представим себе, что цены продавцов одинаковы Тогда они будут выбирать «минимальную дифференциацию продукта» (может ли другое расположение быть равновесием по Нэшу?) В общем случае: При сдвиге «к конкуренту» возникает прямой эффект, повышающий спрос на товар данного продавца (при данных ценах) Однако если рассмотреть такое взаимодействие, когда в первом периоде продавцы выбирают местоположение, а при другом – выбирают цены, то обращает на себя внимание стратегический эффект (* дифференциация смягчает ценовую конкуренцию) Соотношение между прямым и стратегическим эффектом зависит от интенсивности ценовой конкуренции. Чем ниже интенсивность ценовой конкуренции, тем выгоднее позиционироваться вблизи другого продавца

КАКОЙ МОЖЕТ БЫТЬ ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТА? Информированность о ценах продукта Если покупатель не информирован, он несет издержки приобретения информации t Когда он прекращает поиск? Ожидаемый выигрыш от информации о более низкой цене равен издержкам поиска. А от чего зависят издержки поиска? -от «транспортных расходов»; -от «удаленности продавцов друг от друга»; -от [известной заранее] конкуренции на рынке; -от доли «опытных» покупателей [каким образом?]; -от различия между возможными ценами у разных продавцов… (Дж.Стиглер «Экономическая теория информации». «Ловушка для туристов» (модель Даймонда): если есть не информированные покупатели, в равновесии на рынке две цены: высокая для не информированных покупателей и низкая для информированных)

ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ РЫНКА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПРОДУКТА МОДЕЛЬ САЛОПА-КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД Продавцы расположены «по кругу» длиной 1 и при этом сами выбирают расположение [*проверить, что когда они могут менять положение, они будут располагаться на одинаковом расстоянии друг от друга] Краткосрочное и долгосрочное равновесие Краткосрочное. Пусть цена остальных равна P P i + tX = P + t(1/n – X) Величина спроса равна удвоенному количеству «безразличных покупателей» Qd i = 2X= (P - P i + t/n)/ t Найти цену и прибыль (с помощью функций ценовой реакции) Пусть производят с нулевыми издержками π i = [(P - P i + t/n)/ t]* P i Используя свойство симметрии, получаем P* i =Р*=t/n i i - 1i + 1

МОДЕЛЬ САЛОПА-ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД Долгосрочный период Вход и выход продавца при издержках f. Subgame Perfect Nash Equilibrium: t/n 2 = f n=(t/f) Число продавцов тем больше, чем выше «транспортные расходы» (напр., brand loyality ) и ниже издержки входа *Обратим внимание – чем ценовая конкуренция после входа ниже, тем число продавцов на рынке больше Дополнительный вопрос: зависимость числа продавцов от емкости рынка. Если бы длина окружности была не 1, а S -в краткосрочном периоде P*i=tS/n -в долгосрочном периоде n=(tS/f) *С ростом доходов покупателей - рост числа продавцов

РЕКЛАМА

ПОЧЕМУ РЕКЛАМА ВЛИЯЕТ НА ПРОДАЖИ Информирование Увещевание (создание «лояльности брэнду») «Сигналы качества»

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТА В отличие от горизонтальной, разнообразие не по типам, а по качеству и ценам. У покупателей одинаковые предпочтения в отношении цена/качество, но разные доходы Вот почему при повышении доходов число продавцов на рынке может не увеличиваться, а снижаться (!в отличие от результатов сравнительной статики в модели Салопа) Важные особенности конкуренции на рынке продукта с вертикальной дифференциацией иные*: От ниши пользы может не быть Снижение издержек при отказе от качества – не путь к повышению конкурентоспособности Зато повышение качества при росте издержек может привести к резкому расширению рыночной доли

АСИММЕТРИЯ ИНФОРМАЦИИ О КАЧЕСТВЕ И СИГНАЛЫ НА РЫНКЕ ВЕРТИКАЛЬНО ДИФФЕРЕЦНИРОВАННОГО ПРОДУКТА Вспомним проблемы, возникающие в условиях асимметрии информации (Аkerlof, 1970). Неблагоприятный отбор. Агентская проблема ex ante. Два пути выявления информации: Сканирующие контракты (скрининг), исходит от принципала Сигналы качества, исходят от агента с продуктом высокого качества. Возможности идентификации качества с помощью «сигналов» (Spence, 1973). Образование как сигнал качества. Равновесие Байеса-Нэша. Разделяющее vs. объединяющее равновесие Пусть далее везде HQ – высокое качество LQ - низкое качество c H, c L – издержки производства товара высокого и низкого качества соответственно c H > c L

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ НЕПОЛНОТЫ ИНФОРМАЦИИ. КАКОЕ ПРАВИЛО ПОЗВОЛИТ ПЕРЕСМОТРЕТЬ ВЕРОЯТНОСТЬ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ АГЕНТА К ТИПУ HQ? ПриродаHQSPay P HQPay P LQN/SPay P HQPay P LQLQSPay P HQPay P LQN/SPay P HQPay P LQ Пересмотр оценок вероятности типа агента по правилу Байеса в зависимости от его хода Условие разделяющего равновесия: (HQ|S) = 1 А для этого: (1)Продавцу товара высокого качества выгодно предоставлять сигнал; (2)Продавцу товара низкого качества невыгодно предоставлять сигнал Условия разделяющего равновесия: 1)Incentive compatibility constraint – ограничение совместимости стимулов 2)Participation constraint – ограничение участия

РЕКЛАМА КАК СИГНАЛ КАЧЕСТВА Реклама - «расточительные расходы»? Не может ли реклама быть «сигналом качества»? Если да, то при каких условиях? Формулировка и смысл ограничения совместимости стимулов и ограничения участия Единичный спрос одного покупателя Θ – готовность платить за товар высокого качества 0 – готовность платить за товар низкого качества c H, c L – издержки производства товара высокого и низкого качества соответственно c H > c L A - сумма расходов на рекламу A (Θ - c L ) – ограничение совместимости стимулов («A достаточно высоки») A (Θ - c H ) + δ (Θ - c H ) - ограничение участия Для выполнения ограничения участия необходимы повторные покупки! Хотя бы 2 периода (Θ - c H ) + δ (Θ - c H ) (Θ - c L ) δ ( c H - c L )/ (Θ - c H )

ЕСЛИ СИГНАЛОМ ЯВЛЯЕТСЯ РЕКЛАМА: СТРУКТУРА ВЫИГРЫШЕЙ (*УКАЗАНЫ ВЫИГРЫШИ ТОЛЬКО ДЛЯ ПРОДАВЦА) ПриродаHQAPay P HQPay P LQN/APay P HQPay P LQLQAPay P HQPay P LQN/APay P HQPay P LQ Θ - c H - A + δ (Θ - c H ); … Θ - c H + δ (Θ - c H ); … Θ - c L - A; … 0: 0

СИГНАЛЫ КАЧЕСТВА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СТРУКТУРУ РЫНКА Сигналы качества (реклама, цена, комбинация рекламы и цены) возможны только в условиях повторяющихся взаимодействий Дисконтирующий множитель для продавца товара высокого качества должен быть достаточно высок Обратим внимание на характеристику равновесия Байеса-Нэша как второго наилучшего Сигналы качества – дополнительные расходы, - повышают или снижают благосостояние? Положительная прибыль во втором периоде – результат не традиционной рыночной власти, а отдача на инвестиции в сигнал Инвестиции в предоставление сигнала качества являются разновидностью издержек входа, влияющих на структуру рынка Вот почему на рынках с асимметрией информации о качестве число продавцов ограничено соотношением издержек входа и ожидаемой прибыли.

ВЫВОДЫ Стратегии в области ценовой конкуренции и в области дифференциации продукта связаны: высокая ценовая конкуренция создает стимулы к дифференциации продукта, так как разнообразие смягчает ценовую конкуренцию Горизонтальная дифференциация продукта смягчает ценовую конкуренцию (Хотеллинг) и повышает число участников рынка (Хотеллинг, Салоп) Вертикальная дифференциация продукта (разное качество) не так однозначно влияет на структуру рынка Вертикальная дифференциация создает проблему «неблагоприятного отбора», для преодоления которой могут использоваться сигналы качества. Сигналы качества повышают постоянные издержки участников рынка (*выполнение условия совместимости стимулов) и приводят к росту концентрации. Вот почему вертикальная дифференциация продукта, ослабляя ценовую конкуренцию, не приводит к повышению числа участников рынка (напротив, создает тенденцию к более высокой концентрации).