Выполнили: студентки 3 курса ИиСН Богатырёва О.В Лопатина А.А.
Цель: рассмотреть использование народного изобразительного и декоративно – прикладного искусства саамов в рамках краеведческого модуля в курсе преподавания истории в школе. Цель: рассмотреть использование народного изобразительного и декоративно – прикладного искусства саамов в рамках краеведческого модуля в курсе преподавания истории в школе. Задачи: Задачи: 1) выявить сущность и специфику декоративно- прикладного и художественного искусства саамов. 2) определить способы использования данного материала в педагогической деятельности. 3) включить этнический фактор в подачу используемого материала.
Художественно-декоративное творчество саамов можно наблюдать в украшении почти всех видов одежды.
Традиционной национальной одежды (головные уборы, плечевая одежда, ремни, пояса, рукавицы, варежки, чулки, обувь).
В товарах домашнего обихода (посуда, скатерти, предметы интерьера, колыбели, меховые и кожаные переметные сумки, футляры, игольницы, одеяла).
Орудия труда (ножи, прялки, пряслица для веретен, веретена и др.)
Узором декорировали детали праздничной оленьей упряжки, а также изделия оленеводческого хозяйства.
В саамском декоративно-прикладном искусстве можно выделить несколько видов: самые первые это меховые мозаики В саамском декоративно-прикладном искусстве можно выделить несколько видов: самые первые это меховые мозаики
Характерной чертой саамского орнамента является всюду выраженный геометрический стиль.
Образовательная область «Искусство». знакомство с произведениями народных художественных промыслов, их связь с традиционной жизнью народа. знакомство с произведениями народных художественных промыслов, их связь с традиционной жизнью народа. восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов; восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов; рисование с натуры, по памяти и воображению. рисование с натуры, по памяти и воображению.
Образовательная область «Технология» необычные явления природы Кольского края (полярная ночь, полярный день, северное сияние, снегопад в летнюю пору и др.); необычные явления природы Кольского края (полярная ночь, полярный день, северное сияние, снегопад в летнюю пору и др.); древняя культура саамов (саамские узоры, саамская вышивка бисером, изделия из меха); древняя культура саамов (саамские узоры, саамская вышивка бисером, изделия из меха); поморская культура – воплощение образа природы в предметах быта, убранстве жилища, одежде, игрушках для детей: особенности вышивки, роспись, плетение, «тканые», изделия из бересты, щепные птицы); поморская культура – воплощение образа природы в предметах быта, убранстве жилища, одежде, игрушках для детей: особенности вышивки, роспись, плетение, «тканые», изделия из бересты, щепные птицы); традиционные праздники края («Праздник Севера», «Праздник Солнца» и др.). традиционные праздники края («Праздник Севера», «Праздник Солнца» и др.).
Список литературы: 1. Гаврилова Н.Г., Ермолаева Л.К. Краеведение в начальной школе: проблемы, поиски. – Нач. школа, 1, Власова Г.В. Краеведение. – Нач. школа плюс До и После, 5, Чернова Т.Б. Интеграция учебных занятий на краеведческой основе. – Нач. школа, 7, Черняков З.Е. Очерки этнографии саамов. Под ред. Л. Рантала. - Университет Лапландии, Рованиеми, Финляндия, 1998, Российские саамы// ( ) 5. Иванова Н.Г. Обновление содержания в начальной школе. Интегрированный краеведческий курс.