Урок русского языка в 11 классе по теме: «Правописание Н и НН в разных частях речи» Учитель: Татаринова О.Ю., учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная средняя школа 2»
серебря___ый иней запороше___ые снегом скова___а льдом околдован___ невидимкой акута___ меховым одеялом
Н и НН Н и НН в разных частях речи в разных частях речи
Знать: - условия выбора Н и НН в разных частях речи. Уметь: - определять части речи; - различать отыменные и от глагольные прилагательные, от глагольные прилагательные и страдательные причастия; - использовать слова на изученную орфограмму в своей речи.
Косить – кошеный луг (от несов. вида, от глаг. прил.) скошенная трава (от сов. вида, прич.) трава не скошена (от сов. вида, кр.прич.) невыкошенный луг (от сов. вида, прич.) некошеный луг (от несов. вида, от глаг. прил.) Золотить – золочёная брошь (от несов. вида, от глаг. прил.) позолоченная рама (от сов. вида, прич.) рама позолочена (от сов. вида, кр.прич.)
Дело чрезвычайно запутано.(кр. прич.) Ответ звучал запутанно и непродуманно.(наречие) Все детали операции были тщательно продуманы.(кр. прич.) Его ответы были точны и продуманны. (крот гл. прил.) На столе стояла глиняная фигурка обезьянки.(прил.-ян-)
На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет.
Величаво и торжественно (нар) возвышается могучее, гордое дерево. Тяжёлый, сверкающий снег, схожий с богато украшенной (прич) ризой священника, прогибает нижние ветки, похожие на натруженные (прич), измождённые (прич) руки, почти до земли. Лунный (прил) свет освещает мрачное ущелье, тёмно-грозовые безбрежные дали, облака, серебрит первозданный (прич) снег на сосне и вокруг. Полное замороженное (прич) безмолвие. Кажется тьма тяжелее света, она сгущается и оседает в пропасти. Лишь одинокая сосна- «мечтательница», грезит о другом, светлом и радостном мире.
Ответ: 1- В 2 – Г 3 – Б 0 ош – «5» 1 ош – «4» 2 ош – «3» 3 ош – «2»
Знать: - условия выбора Н и НН в разных частях речи. Уметь: - определять части речи; - различать отыменные и от глагольные прилагательные, от глагольные прилагательные и страдательные причастия; - использовать слова на изученную орфограмму в своей речи.
Домашнее задание 1) Выучить таблицу 2) На выбор: составить словарный диктант на обобщённое правило, составить предложения или связный текст на тему «Зима» или сочинить стих.