АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРУЮЩЕЙ ОЦЕНКИ
Какова главная и основная функция оценивания ? Дать учащемуся объективную информацию о его продвижении, о том, какой аспект осваиваемого образовательного результата требует дополнительных усилий ; как спланировать деятельность по достижению этого результата ; помочь конкретному учащемуся максимально эффективно восполнить свои личные пробелы.
Что для этого необходимо ? критерии достижения результатов обучения, одинаково понятные учителю и учащемуся.
Пять принципов грамотно организованного формирующего оценивания в классной « комнате » 1. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т. п. по поводу их деятельности. 2. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения. 3. Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся. 4. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся. 5. Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов. Smith A., Lovatt M., Wise D. Accelerated Learning. – Network Educational Press Ltd, 2003.
Алгоритм деятельности учителя по организации формирующей оценки 1) планирование образовательных результатов по каждой теме ; 2) определение « реперных точек » каждой темы ; 3) определение в рамках программы обучения тем, при изучении которых целесообразно использование листов обратной связи ; 4) предъявление учащимся планируемых образовательных результатов ( данный шаг, по усмотрению учителя, может быть выполнен после шага 5);
Алгоритм деятельности учителя по организации формирующей оценки ( продолжение ) 5) разработка листов обратной связи для каждой « реперной точки »; 6) использование листов обратной связи для оценки образовательных результатов и организации самооценки учащихся : промежуточное комментирование результатов выполнения учащимся задания ( одно, два ); работа учащегося над заданием с учетом комментариев ; собеседование с учащимися по поводу образовательных результатов, выбранных ими для освоения ; 7) оценивание образовательных результатов в рамках темы, выставление отметки.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ учитель фиксирует все знания, умения фиксирует и навыки, которые должен освоить учащийся к концу темы, раздела, года, года, отмечает необходимые и желаемые уровни их освоения, формулируя образовательные результаты темы, обозначает, за какое количество уроков каждый образовательный результат должен быть достигнут, вписывает данные образовательные результаты в поурочное планирование
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕПЕРНЫХ ТОЧЕК ТЕМЫ В содержании каждой темы учитель определяет точки контроля, которые дадут ему необходимую информацию об освоении образовательных результатов этой темы учащимся. Количество точек контроля, уровень освоения учебного содержания, подлежащих контролю, учитель выбирает, исходя из своих собственных представлений о важности этих результатов для освоения темы, курса данного года обучения, предмета в целом.
требуется новый инструмент - листы обратной связи Лист обратной связи это документ, используемый учителем для формирования, а также для качественной и количественной Лист обратной связи оценки промежуточных и итоговых результатов деятельности учащихся по освоению определенных, четко обозначенных результатов образования
Требования к форматам оценивания Формирующая оценка не подразумевает каких - либо унифицированных бланков оценивания, так как ее функция сделать оценку инструментом, стимулирующим обучение учащегося, способствующим формированию образовательного результата на максимально высоком уровне, а не только контролирующим уровень достижения образовательного результата.