РЕНУАР Пьер Огюст ( )
Родился в семье провинциального портного, который в 1845 г. переехал в Париж. В молодости Ренуар работал художником по фарфору, в 1862 г. поступил в Школу изящных искусств. Кроме того, учился в мастерской Ш.Глейра и познакомился там с А.Сислеем, Ф.Базилем и К.Моне. Часто посещал Лувр, восхищался работами А.Ватто, Ф.Буше, О.Фрагонара. Подчеркнутое использование светотени, придающее изображению почти скульптурную форму, сближает его ранние работы с творчеством художников-реалистов, в особенности Г.Курбе, но более легкая цветовая гамма уже отличает его картины от полотен предшественников ("Харчевня матушки Антони", 1866, Национальный музей, Стокгольм).А.СислеемК.Моне"Харчевня матушки Антони"
"Трактир матушки Антони" г. Холст, масло. 195 х 130. Национальный музей, Стокгольм.
Большая ваза с цветами 1866
В конце 1860-х гг. вместе с К.Моне совершил несколько поездок по Сене и регулярно выезжал с ним на пленэр в окрестности Буживаля, где находилось излюбленное место отдыха парижан, так называемый "Лягушатник" ("Лягушатник", , Национальный музей, Стокгольм).Совместная работа во многом обогатила творческий арсенал обоих художников, в частности, О.Ренуар заимствовал у Моне его технику изображения дали при помощи хроматического сопоставления чистых цветов. Кроме того, многочисленные зарисовки с натуры привели к созданию великолепных пейзажей, органически включающих в себя человеческие фигуры. Художник смело вводит цветные тени, используя свободный живой мазок, и достигает определенного мастерства в передаче световоздушной атмосферы летнего дня ("Купание на Сене", ок. 1869, ГМИИ, Москва; "Тропинка в высокой траве", 1874, Музей Орсэ, Париж; "В саду", ок. 1875, ГМИИ, Москва; "Качели«.К.Моне"Лягушатник""Тропинка в высокой траве""В саду""Качели«
Клод Моне. "Лягушатник" г.
Пьер Огюст Ренуар"Лягушатник". 1869
Пьер Огюст Ренуар"Тропинка в высокой траве" г.
"Нини в саду" гг.
После скандальной выставки импрессионистов в 1874 г. в ателье Надара, на которой творчество молодых художников было буквально уничтожено презрительными и гневными откликами критиков и зрителей, О.Ренуар вынужден вести более чем скромный образ жизни. Но тем не менее им с К.Моне удается раздобыть немного денег и снять мастерскую. Успех к художнику приходит с его знаменитой "Мулен де ла Галетт" (1876, Музей Орсэ, Париж), радостной и ликующей, пронизанной солнечным светом, любовью и беззаботным весельем.К.Моне"Мулен де ла Галетт"
"Бал в Мулен де ла Галет" г.
Для картин 1870-х гг. характерен интерес О.Ренуара к выразительной, как бы случайно подсмотренной жизненной ситуации и обращение его в связи с этим к композиционному приему срезывания рамой персонажей картины, который широко использовал в своем творчестве Э.Дега. Но, в отличие от работ последнего, полотна О.Ренуара более созерцательные, лишены резких контрастов, нервной динамики и неожиданных ракурсов ("Ложа", 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон; "Конец завтрака", 1879, Штеделевский институт, Франкфурт-на-Майне; "Первый вечер в опере", 1880, Галерея Тейт, Лондон). Атмосферой полного покоя и непринужденного движения отмечено известное полотно художника "Завтрак гребцов" (1881, Национальная галерея искусств, собрание Филипса, Вашингтон), на котором особенно выделяется очаровательная фигура молодой кокетливой женщины с собачкой на руках, будущей жены художника.Э.Дега"Ложа""Конец завтрака""Завтрак гребцов"
Пьер Огюст Ренуар "Ложа" г.
Художник Клод Моне,1875
Прогулка,1875
"После завтрака" г.
«Читающая девушка» гг
"Девочка с лейкой" г.
"Жанна Самари" г. Музей им. А.С.Пушкина.
Портрет Жанны Самари 1877 г.
"Портрет актрисы Жанны Самари" г. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Пьер-Огюст Ренуар Девушка с распущенными волосами 1876 г.
"Качели" г.
Портрет девочки 1878
Зонтики,1879
"На террасе" г.
"Девушка с веером" г. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
В самом начале 1880-х гг. он совершает путешествия в Алжир и Гернси, а в 1882 гг. вместе со своей молодой женой Алиной Шариго уезжает в Италию, где на него большое впечатление производят работы итальянских мастеров. Впитав в себя лучезарную красоту Средиземноморья, О.Ренуар воплотил ее в восхитительных, завораживающих своей откровенной чувственностью образах обнаженных моделей. Пленительная красота плавных изгибов тела, шелковистость и прозрачная нежность кожи подчеркнуты тщательно выстроенной композицией и удивительно нежной цветовой гаммой ("Купальщица", 1882, частное собрание; "Большие купальщицы", , Музей искусств, Филадельфия)."Купальщица""Большие купальщицы"
Сидящая купальщица" гг Музей искусств Фогга, Гарвардский университет, Кэмбридж.
Две читающие девочки в саду,1890
Две девочки за фортепиано 1893
Девочка расчесывающая волосы 1894
Танцовщица с тамбурином,1909