Введение в педагогическую деятельность Авторы-составители: Т.В. Панченко, В. Марков, В. Блинов, Д. Клышов
Коллектив авторов-составителей: Татьяна Владимировна Панченко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики МГПУ Виктор Марков, студент ФМФ МГПУ Дмитрий Клышов, студент ФМФ МГПУ Вячеслав Блинов, студент ФМФ МГПУ
Цель курса - обеспечить становление начальных ориентаций студентов в сфере современной педагогики, понимание ее роли и места в социокультурном образовательном процессе, осознание значимости профессии педагога в обществе и развитие на этой основе мотивов личностного становления в системе педагогического образования.
Задачи курса ознакомление студентов с научными основами профессиональной деятельности учителя; помощь в овладении культурой учебного труда в вузе; подготовка к вступлению в педагогическую практику; обучение студентов самостоятельному развитию в себе профессиональных качеств учителя, навыков самовоспитания, самообразования и саморазвития.
Трудоемкость курса Учебная программа курса «Введение в педагогическую деятельность» включает: аудиторную работу (10 часов лекций и 4 часа практических занятий), самостоятельную работу студентов (14 часов). Трудоёмкость курса – 28 часа.
Лекционный курс Призван обеспечить теоретическую готовность студентов к педагогической деятельности. Вы познакомитесь с основными идеями, понятиями, альтернативными теориями и подходами к анализу педагогической деятельности, ее структуры, функций и компонентов и т.д. Задача преподавателя во время лекций – учить студентов размышлять, фиксировать основные идеи, важнейшие характеристики понятий, теорий, наиболее значимые факты и т.д.; формировать методологическую культуру будущего педагога.
Практические занятия В целях осознания учебного материала рекомендуем Вам обращать особое внимание на подготовку к практическим занятиям, которые дополняют и расширяют содержание лекционных занятий, прорабатывать предложенные вопросы для самоконтроля и тестовые задания. Цель данной формы работы – обеспечить первоначальную практическую готовность студентов первого курса к педагогической деятельности.
Самостоятельная работа студентов Предполагает углубленное изучение разнообразных литературных источников (монографий, первоисточников, учебников, учебных пособий, публикаций в периодической печати и т.д.), структурирование изученного материала, самостоятельное ознакомление с альтернативными педагогическими идеями. Основное назначение этой формы работы – развитие у студентов способности к самоорганизации, умений самообразования и самовоспитания, овладение культурой учебного труда в вузе.
Форма контроля Зачет, проводимый в форме тестирования. Вариант теста включает 15 вопросов по содержанию всего учебного материала. Для успешной сдачи зачета необходимо правильно ответить на 70 % вопросов. Примерные вопросы к тестированию содержатся в данном учебном пособии.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины Студенты должны знать: научные основы профессиональной деятельности педагога; требования государственного образовательного стандарта к профессионально-значимым и личностным качествам педагога.
Студенты должны уметь: определять пути профессионально- личностного становления педагога; владеть культурой учебного труда в вузе; самостоятельно формировать умения и навыки педагогической деятельности; выявлять рациональные и гуманистически ориентированные средства педагогической деятельности.
Извлечение из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования «Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога. Общая и профессиональная культура педагога. Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога. Профессионально-личностное становление и развитие педагога».
Содержание учебного пособия В электронном пособии содержание учебной дисциплины «Введение в педагогическую деятельность» представлено в виде пяти модулей, отражающих главные разделы данного курса, в соответствии с ГОС ВПО и объемом учебной нагрузки.
Структура модулей Презентация, отражающая основные идеи и понятия раздела. Лекционный материал. Задания для практических занятий. Темы для самостоятельного изучения. Словарь терминов (глоссарий) по разделу. Литература для самообразования. Хрестоматия. Методика исследования. В структуру каждого модуля включены кнопки навигации. Вы имеете возможность проконсультироваться с преподавателем с помощью электронной почты.
Основная литература Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. – СПб.: Издательство «Питер», – 304 с. – (Серия «Учебник нового века»). – Глава 5. – Профессионально- педагогическая деятельность – С Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошников и др.; Под ред. А.С. Роботовой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», – 208 с. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Юрайт, – 464 с. – Лекция III. Педагогическая деятельность как общественное явление. – С
Педагогика: педагогические теории системы, технологии: Учеб. для студентов высших и средних учебных заведений / Под ред. С.А. Смирнова – М.: Академия, – 512 с. – Глава 5. – Педагог – профессия и личность. – С Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, – Кн. 1. – 576 с. – Общие основы педагогики. Процесс обучения. – Тема 8. Учитель современной школы. – С Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», – 576 с. – Раздел 1. – Введение в педагогическую деятельность. – С Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, – 519 с. – Глава 30. Учитель, структура его деятельности и профессиональный рост. – С
Желаем Вам успеха в учёбе...