Организация деятельности по профессиональному самоопределению воспитанников как условие успешной социализации Холодова Светлана Владимировна, заместитель директора по УВР 2011 год Государственное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Таремский санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
2 На сегодняшний день статистика показывает … « По данным Генеральной прокуратуры: 40% выпускников детских домов становятся наркоманами, 40% - занимаются криминалом, 10% - заканчивают жизнь самоубийством, и только 10% выпускников начинают жить нормальной жизнью» «Министерство Образования Российской Федерации : Около детей, в возрасте лет, ежегодно покидают детские дома; 50% сирот после окончания детского дома попадают в группу риска; 40% попадают в криминальную среду; 10% совершают самоубийство; 33% остаются безработными; 20% становятся бездомными; 4% поступают в ВУЗы»
3 На сегодняшний день статистика показывает … «Из 20 тыс. выпускников детских домов: около 80% воспитанников через некоторое время после их вступления в самостоятельную жизнь оказываются в исправительно- трудовых учреждениях; свыше 60% выпускников сиротских учреждений и 95% выпускников коррекционных интернатных учреждений направляются в профессиональные училища; более 20% в учреждения среднего профессионального образования; только 4% поступает в вузы». «Журнал «Русский репортер» : 40% бывших интернатовцев в первые же годы попадают в тюрьму, 40% спиваются или становятся наркоманами, 10% кончают жизнь самоубийством 10% ведут более или менее нормальный образ жизни. А действительно успешными людьми становятся вообще единицы…»
4 Стереотипы отношений Найти фото
5 Анализ судьбы выпускников Таремского детского дома С 1996 года вышло – 58 выпускников.
6 Анализ уровня профессиональное образование выпускников Таремского детского дома Получили профессиональное образование – 53 чел:
7 Анализ уровня профессиональное образование выпускников Таремского детского дома по уровню образования
8 Анализ уровня профессиональное образование выпускников Таремского детского дома по направлениям (специальностям) Уровень ПО Первое образование Второе образование курсы Радиомеханик Повар- кондитер НПО Штукатур-маляр Швея Столяр Швея Плотник СПО Токарь Повар Автослесарь Медицинская сестра Ювелир Моделирование одежды Гостиничный сервис Менеджмент Электрик ВПО Юриспруденция Педагог- психолог
9 1. Организация жизни в детском доме – максимально приближенная к домашним
10 2. Кадры Направления взаимодействия специалистов: Адаптация вновь прибывших детей Реализация программ Профессиональное самоопределение Воспитание здорового образа жизни Профилактика правонарушений
11 Медицинское сопровождение Медицинское сопровождение - как система необходимых мероприятий, обеспечивающих сохранений, укрепление физического и психологического здоровья воспитанников. Показатели диспансерного осмотра (ноябрь, 2010) Количество воспитанник ов. (из 50 чел.) % Отставание в физическом развитии 1428 % Отклонения в психической сфере (в т.ч. уо, зпр, ПОЗГМ)3468 % Костно-мышечные заболевания (плоскостопия, нарушения осанки, сколиозы) 3672 % Тубинфицирование 3774% Острые заболевания дыхательных путей (ОРВИ, бронхит, гайморит, фарингит и пр.) 4590% Группа здоровья I12% II714% III2346% IV1836% V12%
12 Содержание деятельности специалистов по профессиональному ориентированию направление Содержание Медицинский работник ВоспитателиПедагог-психолог Социальный педагог Учитель- логопед Профессиональ ное ориентирование Выявление наличия хронических заболеваний,, ознакомление и обсуждение с воспитанниками особенностей здоровья, исходя из требований, предъявляемых выбранной профессией и медицинских противопоказаний к профессии Формирование трудовых навыков, развитие личностных качеств, Ознакомление с миром профессий, составление профессиограмм. Педагогическая коррекция профессиональных намерений, расширение социальных связей Развитие личностных качеств, способствующих наиболее адекватному выбору профессии Развитие и коррекция психологических способностей и склонностей, адекватной самооценки. Развитие умения планировать, анализирован результат трудовой деятельности Составление профессионального плана действий Взаимодействие с социумом по вопросу трудоустройств а (временное и постоянное после выхода из детского дома) Расширение социальных связей Расширение знаний о мире профессий
13 Цель : создание условий для профессионального самоопределения воспитанников, соответствующего их индивидуальным особенностям, а также запросам общества в кадрах на основе формирования устойчивых ориентаций на трудовой образ жизни Задачи: развитие у воспитанников профессиональной компетентности в избранной сфере трудовой деятельности развитие личности каждого воспитанника путем вовлечения его в различные виды труда сообразно способностям, интересам возможностям формирование нравственно- психологической и практической готовности к труду, воспитание культуры личности во всех ее проявлениях, связанных с трудовой деятельностью
14 3. Система работы по профессиональному самоопределению На основе теории Климова Е.А. и др.авторов
15 В этот период происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду. На этом этапе формируются личностные и нравственно- этические качества, элементарные трудовые навыки. Воспитатель от рождения до 3 лет
16 от 3 до 6-8 лет Овладение основными смыслами человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, во врача, в продавца, в учителя...)- (Раздел: «Профессии» и т.п.) Воспитатель психолог логопед
17 от 6-8 до лет Обучение самостоятельно планировать свою работу, свое время, самостоятельно анализировать полученный результат Психолог + учитель +Воспитатель +
18 -от до лет самый интенсивный в профориентационной работе Подготовка к труду, к сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути осознание значимости труда любого человека +социальный педагог +врач +психолог Воспитатель
лет Организация профессиональной подготовки социальный педагог + социум (ЦЗН, Предприятия – ООО «Павловская птицефабрика » МУП«Благоустройст во» Автосервис «Таремский» )
20 Результаты трудовой практики проблемы: Низкая самостоятельность Низкая компетентность Неумение распоряжаться результата ми труда
21 Пути решения проблем налаживание партнерских отношений с организациями и предприятиями система постинтернатного сопровождения комплекс мер трудовой адаптации
22