Елена Юрьевна Кирпичникова Воспитатель МБДОУ «Детский сад 82» Г.Верещагино
Конструктивная деятельность как средство формирования у дошкольников старшего возраста предпосылок учебной деятельности.
Предпосылки учебной деятельности: принятие задачи планирование содержания и последовательности действий самоконтроль самооценка
Предпосылки учебной деятельности психологические коммуникативные.
Актуальность: Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» заявлено в ФГТ Дети недостаточно умеют удерживать цель деятельности и самостоятельно её ставить, контролировать ход выполнения работы, сопоставлять полученный результат с образцом.
Цель: Содействовать формированию у дошкольников старшего возраста предпосылок учебной деятельности средствами конструирования.
Задачи: Формировать у дошкольников на основе деятельностного подхода систему ценностей деятеля и созидателя в процессе продуктивного конструирования. Познакомить с общей структурой конструктивной деятельности, формировать навыки её организации. Создавать условия для постепенного перевода внешней (практической) деятельности детей во внутренний план действий (мышление, воображение). Познакомить с архитектурой и зодчеством, дизайном; расширять опыт творческого конструирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей. Содействовать освоению детьми обобщенных способов конструирования и свободному их переносу в различные ситуации для самостоятельного оборудования игрового и образовательного пространства.
формы конструкторской деятельности детей : 1 направление:2 направление: игры со строительным материалом НОД по ОО «Познание» сюжетно-ролевая игра с элементами конструирования кружок «Школа архитектора»
Алгоритм НОД, кружка 1 этап: организационно- мотивационный -Погружение в тему: -Проблемная ситуация -Целеполагание 2 этап: основной Практическая деятельность детей 3 этап: Рефлексия деятельности детей: личностная -с позиции цели -содержательная -
Критерии и показатели эффективности работы Предпосылки учебной деятельности -умение принимать задачу; - умение планировать деятельность: отбирает необходимый материал для постройки, отбирает способы действий, последовательность действий; - умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности с учетом поставленной цели; -сравнивает полученный результат с целью (образцом, эталоном). Конструктивные умения-умение строить из строительного материала и деталей конструктора по схеме и словесной инструкции; -умение сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением; - умение сооружать постройки и конструкции, объединенные общей темой. -используют характерные детали в постройке для передачи особенностей архитектуры постройки сооружения. Навыки коллективной работы-распределяют обязанности между собой при сооружении общей постройки; -работают, не мешая друг другу, в соответствии с общим замыслом; -используют постройку в различных ситуациях для самостоятельного оборудования игрового и образовательного пространства.
Результативность: умеют планировать деятельность: отбирают материал, определяют способы действий со строительным материалом; умеют сопоставлять полученный результат с образцом, эталоном; используют постройку в различных ситуациях для самостоятельного оборудования игрового и образовательного пространства. при сооружении коллективной постройки распределяют обязанности между собой, работают, не мешая друг другу, в соответствии с общим замыслом.
Вывод: Конструирование одно из любимых занятий детей создает благоприятную основу для формирования таких ценных качеств личности, необходимых для дальнейшего школьного обучения как трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, инициативность, умение работать в коллективе.
Список литературы 1. Л. В. Куцакова. «Конструирование и художественный труд в детском саду. Издательство Творческий центр Москва 2009 г. 2. Л.Г. Комарова «Строим из LEGO» Издательство Линка – Тресс - Москва 2001 г. 3. Л.В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной группе детского сада». Издательство Мозаика-Синтез Москва 2006 г. 4. В. Брофман «Архитектурная школа имени Папы Карло». Академия развития 2002 г.