II Красноярский инвестиционный форум П.Г.Щедровицкий, член правления Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Политика поляризованного развития: основные принципы и условия реализации Красноярск 2005
Большинство территориально- диверсифицированных стран, показывавших в последние 40 лет устойчиво высокие темпы экономического роста, достигали их, как правило, за счет опережающего роста нескольких регионов. Регионы-лидеры становятся центрами инновационного развития страны и демонстрируют новый тип экономического и социального роста для других территорий.
Новое позиционирование России в мире и удвоение ВВП возможны только с опорой на эффективную пространственную организацию страны. Новая пространственная организация страны должна: Обеспечивать интеграцию в глобальный рынок Обеспечивать интеграцию в глобальный рынок Способствовать ускоренному социально- экономическому развитию РФ, за счет правильного распределения производительных сил по территории Способствовать ускоренному социально- экономическому развитию РФ, за счет правильного распределения производительных сил по территории Обеспечивать связанность страны и доступ территорий и их населения к источникам социально- экономического роста Обеспечивать связанность страны и доступ территорий и их населения к источникам социально- экономического роста Гарантировать удержание территории страны в долгосрочной перспективе Гарантировать удержание территории страны в долгосрочной перспективе
Наряду с институциональными реформами необходимо реализовать долгосрочную и последовательную политику пространственного развития Современная российская государственная политика пространственного и регионального развития не может больше формулироваться в логике выравнивания уровня социально-экономического развития, а точнее – уровня индустриализации субъектов РФ. Она должна стать политикой поляризованного развития, базирующейся на принципах концентрации ресурсов в «полюсах роста» и на системе волнового распространения инноваций в государстве.
Государственная политика Политика выравнивания уровня развития регионов Поляризованное развитие ЦельОсвоение ресурсов территорий в рамках национального рынка Повышение капитализации регионов в геоэкономическом масштабе Основные параметры Выделение регионов на основе усредненного (сбалансированного в стране) социально- экономического потенциала Создание «зон роста» - «опорных регионов», генерирующих инновационную волну Административно- территориальное деление Выделение географически сопряженных территорий, сохранение существующей федеративной структуры Укрупнение юрисдикции для выделения системы «опорных регионов» внутри страны, признание за ними другого статуса, чем у обычных административно- территориальных единиц, а также общий кооперативный бюджет данных регионов, кооперативные проекты, единое управление их системой Экономическая база ИндустриализацияНовая экономика Базовый механизм управления АдминистрированиеСтратегические партнерства
Политика поляризованного развития будет эффективной, если: в данном регионе сформирована стратегическая инициатива, имеющая значение для всей страны; в данном регионе сформирована стратегическая инициатива, имеющая значение для всей страны; в данном регионе существует стратегическое партнерство власти, гражданского общества и бизнеса; в данном регионе существует стратегическое партнерство власти, гражданского общества и бизнеса; на шаге в лет данный регион может стать девелопером для соседних территорий. на шаге в лет данный регион может стать девелопером для соседних территорий.
Этажи регионального развития СЫРЬЕ ИНФРАСТРУКТУРА СИСТЕМА РАССЕЛЕНИЯ ТОРГОВЫЕ СЕТИ ДЕВЕЛОПМЕНТ ИНООВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА
Реализация подобной программы на федеральном уровне требует увязки отраслевых и инфраструктурных программ развития и их территориальных проекций; увязки отраслевых и инфраструктурных программ развития и их территориальных проекций; «удлинения» цепочек добавленной стоимости с учетом возможностей межрегиональной и геоэкономической кооперации, так называемых «кластеров»; «удлинения» цепочек добавленной стоимости с учетом возможностей межрегиональной и геоэкономической кооперации, так называемых «кластеров»; более тонкой «настройки» основных инструментов государственного регулирования (тарифной, таможенной, антимонопольной и др. политик). более тонкой «настройки» основных инструментов государственного регулирования (тарифной, таможенной, антимонопольной и др. политик).