ГБОУ начальная школа-детский сад 687 Санкт Петербурга «Центр реабилитации ребенка» Основные направления работы логопеда с детьми с нарушениями аутистического спектра Осипова Е. А. Учитель-логопед
Аутизм – это тяжёлая аномалия психического развития
Социальный педагог Педагог-психолог Медицинский персонал Врач-педиатр Медсестра Инструктор ЛФК Медсестра по массажу Педагоги Учитель начальных классов (учитель-дефектолог) Учитель-логопед Воспитатель Воспитатель ГПД Педагоги дополнительного образования Администрация
Общепринятые направления логопедической работы Развитие лексико- грамматических категорий Развитие фонематических процессов Развитие звукопроизношения и слоговой структуры Развитие неречевых психических процессов Развитие связной речи
Специфические нарушения речи аутичного ребёнка Мутизм Эхолалии, штампы Неологизмы Автономность речи Отсутствие обращения в речи Позднее появление личных местоимений
*Нормализация работы артикуляционного аппарата и формирование артикуляционного праксиса *Формирование и развитие речевого дыхания и голоса *Формирование и развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза *Формирование и развитие лексико-грамматической стороны речи *Развитие мелкой моторики *Коррекция чтения и письма
Особенность диагностики Длительность работы Низкая эффективность Отсутствие мотивации у детей к обучению или ее низкий уровень Усвоение речевых навыков в готовой неизменной форме и использование их только в определенной ситуации Индивидуальные занятия или работа в малой подгруппе Обязательность использования принципа визуализации
Формирование артикуляционного праксиса
Использование механической помощи (зондов), фото и картинок положений органов артикуляционного аппарата с необходимой позой (движениями)
Автоматизация и дифференциация звуков
Формирование слоговой структуры слова
Усвоение номинативного словаря в практической деятельности
Использование глобального чтения для усвоения номинативного словаря
Согласование существительных с прилагательными Формирование понятий единственного и множественного числа существительных и глаголов
Согласование существительных с прилагательными
Использование схем, таблиц, пиктограмм, опорных картинок, мнемотаблиц