. Как научить младшего школьника приобретать знания.
Исследовательское поведение и исследовательское обучение в жизни ребёнка. Основные факторы развития исследовательского поведения. 1. Учебная деятельность. 2. Игра и исследовательское поведение. 3.Игрушки. 4. Изобразительная деятельность. 5.Конструирование. 6. Изучение природы.
Индивидуальный способ организации обучения и развития исследовательских навыков. Учитель: Определяет уровень развития ребёнка; Очерчивает долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению; Определяет время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы; Предусматривает участие родителей Определяет способы оценки успехов ребенка
Исследовательская практика младших школьников 1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования); 2. Определение сферы исследования (сформировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти); 3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования); 4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи); 5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования); 6. Определить последовательность проведения исследования; 7. Сбор и обработка информации; 8. Анализ и обобщение полученных материалов; 9. Подготовка отчета; 10. Доклад – защита (публично, перед сверстниками и взрослыми, ответы на вопросы);
Темы детских исследований Фантастические (ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений); Эмпирические (предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов); Теоретические (ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках);
Правила выбора темы Тема должна быть интересной ребенку, должна увлекать его. Нужно учитывать возрастные особенности ребенка; Тема должна быть выполнима, решение ее проблемы должно приносить реальную пользу участникам исследования; Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности; Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро;
Классификация работ Общее направление исследований 1. Живая природа 2. Человек 3. Общество 4. Культура 5. Земля 6. Вселенная 7. Наука 8. Техника 9. Экономика
Защита результатов исследования Бланк жюри (критерии) 1. Познавательная ценность темы; 2. Оригинальность, ценность собранного материала; 3. Исследовательское мастерство; 4. Структура, логика работы; 5. Язык и стиль изложения. Ответы на вопросы; По номинациям 1. За самый интересный эксперимент; 2. За самую оригинальную тему; 3. За самый логичный доклад; 4. За лучшее историческое исследование; И т.п.