Эссе Как написать и оценить эссе?
Эссе – мини-сочинение 1 Философия 2 Социальная психология 3 Экономика 4 Социология 5 Политология 6 Правоведение
Требования к эссе Представление собственной точки зрения (позиции, отношения)при раскрытии проблемы Раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и с обоснованиями) или бытовом уровне, с корректным использованием обществоведческих понятий в контексте ответа Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт
Этапы формирования умений и навыков написания эссе. 1-ый этап – основная школа Обучение развёрнутому ответу с элементами аргументации посредством приёма «незаконченного предложения»: «Я считаю, что…, так как…» Введение понятий «тезис», «аргумент» Обучение подбору аргументов в поддержку и опровержение какого-либо положения с опорой на изученные обществоведческие понятия и термины Обучение приёмам аргументации собственной позиции в ходе ведения учебных дискуссий
Этапы формирования умений и навыков написания эссе. 2-ой этап –средняя школа Введение понятия «эссе», определение его существенных характеристик Определение структуры эссе Определение требований к содержанию эссе Отработка навыка написания эссе
Структура эссе Элемент структуры % к общему объёму работы Начало (актуализация заявленной темы эссе) 20% Тезис. Три аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих личное мнение и имеющих в своей основе научный подход 60% Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение) 20%
Рекомендации к написанию эссе Прочитать высказывание и соотнести его с той областью знаний, в контексте которой оно приведено Выявить сущность проблемы: определить, какова основная мысль автора, что он хотел подчеркнуть, на какие особенности данного социального явления указать Определить возможные линии, аспекты раскрытия проблемы, сформулировать основные положения
Рекомендации к написанию эссе Очертить круг понятий, терминов, теоретических положений, необходимых для раскрытия каждого из аспектов проблемы Изложить свои выводы логично, последовательно, аргументированно, с чётким определением собственной позиции
Основания высокой оценки эссе Чётко сформулировано и раскрыто собственное мнение Приведена чёткая аргументация на теоретическом уровне Использованы понятия обществоведческого курса Привлечён личный опыт и использован в качестве примера Применены знания курса к конкретной ситуации
«Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда оканчивается борьба» В.Г.Белинский Что такое борьба? В чём состоит её философская проблематика? На эти вопросы пытались ответить мыслители разных эпох, и у многих из них были разные мнения по этому поводу. Одни считали, что борьба является методом подавления сильными личностями более слабых, то есть они видели в ней негативные стороны общества. Другие, наоборот, выявляли положительные признаки этого процесса. Ко вторым относился и В.Г. Белинский, считавший, что борьба помогает развитию и продолжению жизни. В течении существования всего живого на планете происходило взаимодействие между людьми, между людьми и природой, которое нередко заканчивалось конфликтами. Конфликты возникали, в основном, из-за нехватки чего-либо, что вынуждало людей бороться за лучшие условия существования. Человек, стараясь обезопасить себя, сохранить свою жизнь, конфликтовал не только с себе подобными, но и с окружающей средой. Он адаптировался к этим условиям, вступая в борьбу. Это давало толчок к самосовершенствованию самого человека. Умения и навыки его обогащались в процессе приспособления к изменениям в природе. По-моему, общество, приспосабливаясь к условиям окружающей среды, движется вперёд. Не сумев к ним приспособиться, оно пытается преодолеть трудности. Таким образом, борьба заставляет человека существовать в определённых условиях, и, благодаря этому, жизнь продолжается.