Учет общих и специфических закономерностей обучения детей с особыми образовательными потребностями. Зорина Татьяна Анатольевна, тифлопедагог
Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. К. Ушинский
I. Категории детей с особыми образовательными потребностями.
Категории детей с особыми образовательными потребностями неслышащие и слабослышащие; незрячие и слабовидящие; с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями функций опорно- двигательного аппарата; умственно отсталые; с выраженными (глубокими) нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения; имеющие трудности в обучении, обусловленные задержкой психического развития; со сложной структурой дефекта.
II. Причины трудностей учения школьников и их устранение.
Недостатки развития, характерные для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями относятся : замедленное и ограниченное восприятие; недостатки развития моторики; недостатки речевого развития; недостатки развития мыслительной деятельности; недостаточная познавательная активность; пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях; недостатки в развитии личности.
Задача педагога: Помочь ребенку преодолеть возникшие трудности. Сохранить и развить положительную учебную мотивацию и позитивное отношение к школе. Научить ребенка учиться самостоятельно, т.е. помочь овладеть учебными средствами: учебными действиями контроля и оценки, - и тем самым сформировать полноценную учебную деятельность.
1 группа: недостатки формирования психомоторной сферы (организация двигательных навыков письма и чтения). - несформированность зрительно-двигательной координации; -недостаточный уровень дифференцированности мышечных усилий рук; - недостатки в развитии микро моторики.
- нестабильность графических форм (по высоте, ширине, наклону букв и цифр); - отсутствие связных движений при письме, «печатание» букв; - плохой, небрежный почерк; - очень медленный темп письма; - сильный тремор (дрожание руки), проявляющийся в дополнительных штрихах, дрожащих линиях; - слишком большое напряжение руки при письме либо слишком слабый нажим.
2 группа: особенности формирования когнитивного компонента, навыков письма, чтения и вычислительных умений.
замена букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуски букв при письме и чтении, не дописывание слов и предложений, количественные ошибки при написании слов; -неправильное чтение похожих по начертанию букв; -затруднение при слиянии букв в слоги, слогов в слова; -отсутствие устойчивых навыков счета; -незнание отношений между смежными числами; -трудности перехода из конкретного плана в абстрактный план; -неумение решать задачи; -тугодумость.
Учащиеся с низким уровнем развития анализа пространственных представлений: - с тру пространственному сходству (с - е, б – д); - при списывании (чтении) буквы располагаются (считываются) в обратной последовательности; - затрудняются при счете, допускают ошибки при выполнении счетных операций с переходом через десяток; - не соблюдают рабочую строку; - не сформировано понятие числового ряда, с трудом определяют место числа в натуральном ряду; - затрудняются со счетом в обратном порядке.
3 группа: недостатки в формировании регуляторного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений.
- неумение обнаруживать свои ошибки; -возрастание количества ошибок в конце работы; -выполнение требований учителя не в полном объеме; -трудности с формированием двигательного навыка письма; -медленный темп письма.
Причины неуспеваемости школьников : - большой объем программного материала и быст рые темпы его прохождения; - недостатки методов обучения и отсутствие учета своеобразия развития школьников; - перегрузка учащихся учебными занятиями, что приводит к повышению утомляемости, снижению работоспособности; - отсутствие должных эргономических условий для работы; - недостатки и трудности познавательной деятельности.
III. Диагностическая деятельность
IV. Коррекционная направленность процесса обучения.
Специфика обучения и воспитания проявляется в следующем: учет общих закономерностей и специфических особенностей развития, формировании приемов и способов учебной, игровой и трудовой деятельности на суженной сенсорной основе, дифференцированный подход к детям.
Речь Словарь (активный и пассивный) Синтаксическая структура (предложение) Диалогическая и монологическая речь Правильность произношения
Речь Устная и письменная Регулирующая, планирующая, анализирующая функция Фонетическая сторона Грамматическая сторона Лексическая сторона Интонационно-выразительная сторона
Внимание Произвольное и непроизвольное Объем внимания Устойчивость внимания Распределение внимания Переключение внимания
Эмоционально-волевая сфера Умение выражать свои чувства Адекватная оценка своих и чужих действий Навык самоконтроля Усидчивость и выдержка
Мышление Виды: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно- логическое Операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение Формы: понятие, суждение, умозаключение
Память Запоминание, сохранение, воспроизведение Вербальная (словесная) Образная, зрительная (представление) Моторная (двигательная)
Моторика Крупная и мелкая Координация движений (произвольность и целенаправленность) Пространственная ориентировка Удерживание равновесия Быстрота двигательных реакций
Восприятие Зрительное Слуховое Осязательное Узнавание и называние предметов (положение в пространстве, величина, цвет, размер, форма и т.п.)
Тренажер для развития прослеживающей функции глаза с объемными и плоскостными фигурами.
Тренажер для развития прослеживающей функции глаза с буквами
Тренажер В.Ф. Базарного
Использование гимнастического катка «Антей» на занятиях
Игра «Найди контурное и теневое изображение предмета».
Игра «Найди силуэт»
Создание условий и учет специфических особенностей детей с особыми образовательными потребностями, способствуют достижению ими адекватного уровня: -физического, психического и социального развития; -определенного уровня образования; -формирования положительных качеств личности; -подготовки к самостоятельной жизни; -успешности в производственных, деловых и человеческих отношениях.
Благодарю за внимание!