Вопросы психологического благополучия в образовательном пространстве Туровская Н.Г. кандидат психологических наук, медицинский психолог ГКУЗ ВОДКПБ, старший преподаватель кафедры общей и клинической психологии ВОЛгГМУ Вопросы психологического благополучия в образовательном пространстве Туровская Н.Г. кандидат психологических наук, медицинский психолог ГКУЗ ВОДКПБ, старший преподаватель кафедры общей и клинической психологии ВОЛгГМУ
Эмоциональный стресс - состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей (Судаков К.В., 1986)
Стресс – феномен сознания, возникающий при сравнении между требованием, предъявляемым к личности, и ее способностью справиться с этим требованием. Отсутствие баланса в этом механизме вызывает возникновение стресса и ответную реакцию на него.
Условия, определяющие возникновение стресса Психические и биологические особенности индивида Психические и биологические особенности индивида Социальное окружение Социальное окружение Характеристики событий, вызывающих серьезные эмоциональные реакции Характеристики событий, вызывающих серьезные эмоциональные реакции
Социальное окружение Если индивида окружает такая социальная среда, которая разделяет его оценки и мнения, и где он может всегда найти эмоциональную поддержку, то вероятность болезнетворного действия эмоционального стресса уменьшается (Caplan I., 1974) Если индивида окружает такая социальная среда, которая разделяет его оценки и мнения, и где он может всегда найти эмоциональную поддержку, то вероятность болезнетворного действия эмоционального стресса уменьшается (Caplan I., 1974) Социальную поддержку можно рассматривать как механизм, смягчающий отрицательные последствия стресса (Dean A., Lin N., 1977) Социальную поддержку можно рассматривать как механизм, смягчающий отрицательные последствия стресса (Dean A., Lin N., 1977)
Стрессоры в школе По данным ВОЗ, для детей школа оказывается причиной четырех комплексов проблем: Первый связан с поступлением в школу и переходом от игры к труду… Второй обусловлен необходимостью приспосабливаться к давлению, оказываемому на школьника требованиями учебного процесса…
Стрессоры в школе Третий комплекс проблем – «технизация» общества, требующая усложнения учебных программ… Четвертый связан с присутствием в школе элемента соревнования, ориентацией на высокие показатели в учебе…
Стрессоры в семье Неправильный стиль родительского воспитания (гиперопека, директивное воспитание и другое) Враждебность, насилие (физическое и психологическое) по отношению к ребенку или другим членам семьи Конфликты, развод между родителями Болезнь родителей Другое
Стрессогенность события определяется его восприятием индивидом
Особенности индивида Способствуют развитию стресса такие особенности темперамента, как - низкий порог чувствительности к раздражителям - интенсивность реакций - трудности адаптации к новым впечатлениям - склонность к возникновению отрицательных переживаний
Препятствуют развитию стресса, такие особенности темперамента, как - активность - ритмичность физиологических функций - хорошая приспособляемость к новому - преобладание ровного настроения - небольшая интенсивность реакций на изменения в окружающей среде
Стрессы в школьном возрасте Невозможность соответствовать ожиданиям семьи (быть отличником, рекордсменом) Переживание чрезмерной ответственности за других членов семьи Неприятие семьей, детским коллективом, педагогами Неспособность справляться с учебной нагрузкой
Стрессы в школьном возрасте Враждебное отношение родителей, педагогов Отрыв от семьи, смена школьного коллектива, перемена места жительства Ситуация, опасная для здоровья (соматическое заболевание) Заболевание с предполагаемым фатальным исходом
ПОМОЩЬ В ПРЕОДОЛЕНИИ СТРЕССА В СИТУАЦИИ ЭКЗАМЕНА
Длительная, систематическая работа по формированию у ребенка эмоциональной устойчивости, умения терпимо и конструктивно относиться к трудностям и неудачам, позитивного мышления и отношения к жизни в целом «Все будет хорошо!»
Своевременное оказание ребенку психологической помощи и поддержки «Меня любят, я не одинок!»
Снижение значимости стрессора «Происходящее не так важно, как мне представляется, есть другие пути достижения цели!»
1. «Все будет хорошо!» 2. «Меня любят, я не одинок!» 3. «Происходящее не так важно, как мне представляется, есть другие пути достижения цели!»
Главные действующие лица и помощники Родители Родители Педагоги Педагоги Психологи Психологи Ближайшее окружение Ближайшее окружение