«В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…» Не то, что мните вы, природа: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Ф. И. Тютчев Ф. И. Тютчев (анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…»)
Федор Иванович Тютчев ( ) Усадьба Овстуг Усадьба Овстуг
« Есть в осени первоначальной …»
«Зима недаром злится…»
«Еще в полях белеет снег…»
«Чародейкою зимою…»
«Люблю грозу в начале мая…»
«Неохотно и несмело…»
Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы, Дальний гром и дождь порой… Зеленеющие нивы Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя- Пламень белый и летучий Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Все сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло Исподлобья на поля, И в сиянье потонула Вся смятенная земля.
Лексическая работа Нива – Нива – Окаймить – Окаймить – Смятение – Смятение – Сиянье – Сиянье – засеянное поле. обвести каймой. обвести каймой. паническая растерянность, тревога. паническая растерянность, тревога. яркий свет. яркий свет.
Художественные средства выразительности: 1) эпитеты: 2) Метафор а: 3) сравнение: «ветра теплого», «дальний гром», «синей молнии», «пламень белый и летучий», «смятенная земля»; « молнии струя», «пламень окаймил», «в сиянье потонула вся смятенная земля»; « вихрем пыль летит с полей».
Олицетворение – изображение, при котором неживые предметы или явления природы наделяются качествами человека. «Солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «солнце раз еще взглянуло исподлобья на поля», «и в сиянье потонула вся смятенная земля». «Солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «солнце раз еще взглянуло исподлобья на поля», «и в сиянье потонула вся смятенная земля».
Домашнее задание: написать анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…»; выучить наизусть стихотворение Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…». Желаю успеха!
Сегодня на уроке - - меня особенно заинтересовало… - - для меня было особенно значимо… - - я получил знания, которые мне помогут… - - мне было не совсем понятно…