Реальная перестройка всей системы обучения на личностно-деятельностной основе
- максимально помочь учителю в этот сложный период перехода (параграфы учебника представляют собой готовые сценарии уроков)
Переход на обучение обществознанию по новому ФГОСу с 5 класса должен быть в 2014 году в реальности 30% школ РФ перешли с 2012 года
требования к результатам обучения выпускника каждой ступени системообразующим началом обучения является не содержание основ социальных наук, а те компетенции, которые мы должны сформировать
Линейный Линейно-модульный (Г.А. Бордовский) Линейно-интегративный (Н.И.Элиасберг) Концентрический Модульно-концентрический (А.И.Кравченко) Интегративно-концентрический (Л.Н.Боголюбов)
«Учимся находить информацию» «Даем оценку общественному явлению» «Делаем проект»…… на основе любого содержания ????
(на примере учебника 5 класса издательского центра «Вентана-Граф»)
Деятельностная парадигма Знаниевая парадигма ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА ????
логика конструирования содержания обществоведческого образования в нашем учебнике 5 класса – один день из жизни пятиклассника
в современной школе учебник сохраняет роль основного учебного средства
Основные содержательные линии учебника
СНАЧАЛА – во «Введении учебника» дается краткая характеристика и перечень общественных наук В КОНЦЕ «Рабочей тетради» предлагается выделить в учебнике и тетради материал, относящийся к разным общественным наукам
Формирование представлений о социальных науках Формирование представлений о социальных науках
Рубрики соответствуют требованиям ФГОС
Л6 Развитие морального сознания Задание: рубрика «Что Соня делала неправильно?» Тема: стр 102 «Конфликты братьев и сестер» Л2 Ценностное ответственное отношение к труду и учению Задание: стр 115 В чем состоят ваши домашние обязанности? Как и почему вы их выполняете? Тема: стр 110 «Домашний труд подростка и его значение» П2 Использование знаний и опыта для определения собственной активной позиции, для решения жизненных задач Задание: стр 109 Какие из семейных традиций, описанных в параграфе, вы хотели бы перенять? Тема: стр 119 «Что мы покупаем?» П3 Доброжелательное отношение к людям, толерантность, готовность к диалогу Задание: стр 9 Можем ли мы сказать, что «совы» лучше «жаворонков» или наоборот? Тема: стр 38 «Люди с ограниченными возможностями здоровья»
Л5 Освоение социальных норм и ролей Задание: стр 26 Представьте, что вам необходимо узнать дорогу до какого-то места. К кому и как следует обратиться? Тема: §16 «Роли в семье» Л10 Ценностное отношение к семье Задание: стр 88 работа со стихотворением М. Лангера «Семья – это труд» Тема: стр 87 «Роль семьи в жизни человека» П4 Развитие правосознания, формирование нравственного поведения Задание: стр 22 Какие из перечисленных правил (поведения на улице) вы уже знали, а какие оказались для вас новыми? Какие из них вы соблюдаете, а какие нет? В чем причины такого поведения? Тема: стр 127 «Требования к выгулу домашних животных»
Невозможность однозначно соотнести рубрику и требование
Л11 Формирование эстетического сознания Задание: стр 83 Напишите два варианта плана вашего культурного досуга на ближайшие выходные Тема: стр 78 «Что такое искусство?» П6 Расширение кругозора и интереса к социально-гуманитарному знанию Задание: стр 43 Узнайте, как у вас в школе проходит «Неделя истории и обществознания?» Тема: стр 3 «Что такое обществознание?» М2 Планирование путей достижения целей, в том числе альтернативных Задание: стр 36 Придумайте сценарий радиопередачи на 1 перемену стр 122 Составьте «Памятку хорошего покупателя» Тема: стр 5 «Как работать с учебником?» Стр 15 «Как собираться в школу?» М10 Владение устной и письменной речью адекватно задачам Задание: стр 42 Подготовьте небольшое сообщение ободном из известных людей по плану Тема: стр 30 «Поведение на уроке»
Л8 Формирование здорового и безопасного образа жизни Задание: стр 36 Составьте идеальное меню школьной столовой Тема: стр 8 «Здоровый сон», стр 60 «Опасная прогулка» Л9 Формирование экологической культуры Задание: стр 63 Почему российские законы обязывают человека охранять окружающую среду? Тема: §21 «Домашние питомцы» М12 Развитие экологического сознания и способности его применять Задание: стр 128 Прочтите отрывок из «Всемирной декларации прав животных и ответьте на вопросы к нему» Тема: стр 61 «Сохраняйте природу!»