Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника Выполнила учитель начальных классов ГБОУ СОШ 22 г.о. Чапаевск Вершинина Н.В.
ПРОТИВОРЕЧИЕ В связи с тем, что в Российскую школу приходит новый стандарт возникает необходимость развития способности к саморегуляции, умения точно и полно отвечать на вопрос, самостоятельно составлять высказывания на заданную тему, уметь вести диалог, искать и находить компромиссы. Однако, у моих учащихся недостаточно хорошо развиты навыки работы с текстом, умение точно и полно отвечать на вопросы, делать самостоятельное высказывание, организовывать совместную деятельность, творчески подходить к решению поставленной задачи.
Цель: создание системы работы на основе деятельностного подхода, создающего условия для становления деятельностной, предприимчивой, созидательной личности.
Проблема: недостаточно разработан опыт для учащихся младших классов разнообразной деятельности (учебно- познавательной, коммуникативной, практической ) как основы для развития личностных качеств и способностей по УМК «Планета знаний»
Задачи: систематизировать знания об активизации деятельности учащихся, накопленный в традиционном подходе обучения; обеспечить достаточную полноту и качество формирования общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций; включиться в инновационный процесс; создать условия для развития детей, повышения качества обученности, воспитанности, интенсификации их общего развития.
Принципы деятельности учителя: изменение психологических условий обучения; создание между детьми атмосферы добра, взаимовыручки; не принудительное привлечение детей к деятельности; способствовать речевому развитию; максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе
Обучить ребёнка – значит постоянно использовать приёмы, затрагивающие его личность, его опыт Переосмысление типовой схемы урока 1. Самоопределение к деятельности. 2. Актуализация знаний. 3. Постановка учебной задачи. 4. «Открытие» детьми нового знания. 5. Первичное закрепление. 6. Независимая самостоятельная практика учащихся. 7. Самоконтроль и самооценка результатов. 8. Подведение итогов учебного занятия.
Формы взаимодействия в ходе учебной деятельности «Учитель – ученик» Работа в паре «ученик – учитель» Групповая работа Межгрупповое взаимодействие «Ученик – родители» Индивидуальная работа
Эффективные приёмы и формы организации деятельности Использование дифференцированных заданий Включение в образовательный процесс ИКТ Использование метода проектов
Активные методы обучения, строятся в основном на диалоге АМ начала урока «Шаг навстречу» АМ выяснения ожиданий и опасений «Дерево возможных вариантов» АМ презентаций учебного материала АМ подведение итогов (возврат к «Дереву возможных вариантов»)
Результаты Деятельностный подход к обучению позволяет приобретать необходимые навыки, развивать речь, расширять кругозор воспитанников не только в процессе познавательной деятельности, но и в процессе общения. Решение нестандартных задач формирует навыки исследовательской деятельности, развивает творческие способности. Разработанная система совершенствует навыки устной и письменной речи, повышает эффективность запоминания, формирует устойчивый интерес к учёбе.
Литература 1. Корбанова И.Н., Терещина Л.В. Деятельностный подход обучения. 1-4 классы: Волгоград, Учитель, Купавцев А.А. Деятельностный аспект процесса обучения. Педагогика, 6, Нугаева Н.П. Деятельностный подход как основа развивающего обучения. Фестиваль открытых педагогических идей «Открытый урок», Виноградова Н.Ф. Современный урок – удивление, удовольствие, усилие, успех! Начальная школа. 3 – Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? – Рига: Эксперимент, 2000