ПОВЕДЕНИЕ лекция 1 (этология, зоопсихология, физиология ВНД) С.В.Попов 2005.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Научение Выполнила студентка НИЭПП факультета психологии группы П-83 Коровина Анастасия Александровна.
Advertisements

Курс «Функциональная зоология». 2 Непрерывность существования организма и вида зависит от эффективности действий индивидуума. Поведение - это направленные.
Подготовил Голобородько Евгений.

1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ Авторы: к.п.с. н., доцент кафедры ППВШ Михалец И.В. Зав. НППЛ Рогашова И.Ю.
ПСИХИКА, СОЗНАНИЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ ПРИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЗНАНИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
В течение длительного времени психологи пытались решить вопрос о природе эмоций. В ХVIII-ХIХ вв. не было единой точки зрения на данную проблему. Самой.
ПСИХИКА, СОЗНАНИЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ ПРИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЗНАНИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (ЗООПСИХОЛОГИЯ) Литература Фабри К. Э. Основы зоопсихологии. – М., 1976, Зорина З. А., Полетаева И. И. Зоопсихология. Элементарное.
Теория оперантного обусловливания связана с именами Эдварда Торндайка Берреса Фердинанда Скиннера.
Высшая нервная деятельность Поведение. Высшая нервная деятельность(ВНД) Деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее.
Поведение Лекция 2. Классическая этология С.В.Попов 2005.
Физиология высшей нервной деятельности Формы индивидуального обучения 2009.
Психология как наука о поведении (бихевиоризм). Презентацию подготовили студентки Тверского филиала РАНХиГС Группа ГМУ 71 Пристанскова Луиза,Чистякова.
около 2 млн. видов Опылители: Распространители:
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
Физиология высшей нервной деятельности Введение2009.
Биология (от греч. bios – жизнь, logos – учение) – наука о жизни Биология изучает: Строение Проявление жизнедеятельности Среду обитания всех живых организмов:
Физиология высшей нервной деятельности Формы индивидуального обучения
Транксрипт:

ПОВЕДЕНИЕ лекция 1 (этология, зоопсихология, физиология ВНД) С.В.Попов 2005

Этология Зоопсихология (сравнительная психология) Физиология ВНД Поведенческая экология Генетика поведения ПОВЕДЕНИЕ Эволюция

Дисциплина ЭТОЛОГИЯ ЗООПСИХОЛОГИЯ ФИЗИОЛОГИЯ (ВНД, нейропсихология, нейроэндокринология) ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ ГЕНЕТИКА ПОВЕДЕНИЯ Проблемы эволюция поведения и его функциональное значение развитие и проксимальные механизмы поведения, восприятие связи между физиологическими процессами и поведением роль поведения в приспособлении животных к внешним условиям исследует механизмы наследования поведенческих признаков Методы наблюдение – предположение о функциях – проверка экспериментом или дополнительными наблюдениями эксперимент в контролируемых условиях эксперимент, детальный анализ строения поиски корреляций поведенческих характеристик с внешними условиями. скрещивание

Единый целостный комплекс реакций и действий (Мантейфель, 1980) ПОВЕДЕНИЕ Способ активного приспособления животных к многообразию условий окружающей среды (Зорина и др, 1999) Форма жизнедеятельности … которая изменяет вероятность и продолжительность контакта с внешним объектом (Словарь физиологических терминов. М.Наука,1987) Все внешние характеристики движения, в т.ч. неподвижность (Тинберген, 1985) Внешние проявления состояния животного (Гольцман и др., 1994).

ПОВЕДЕНИЕ ??? непрерывно прерывисто

ПОВЕДЕНИЕ ??? целенаправленно не направлено

ПОВЕДЕНИЕ ??? произвольно непроизвольно

Четыре категории вопросов при исследовании поведения Непосредственные причины Почему птицы сидят на яйцах? ЭволюцияПочему птицы сидят на яйцах? Функции (конечные причины) Почему птицы сидят на яйцах? Формирование данной формы поведения в ходе индивидуального развития

Преобладающие направления: Восприятие – изучение видоспецифической картины мира – и по задачам, и по методам – психологическая или психо-физиологическая задача, но не решив ее, этолог не может полноценно толковать результаты своих наблюдений. Помимо сенсорных возможностей картину мира формируют перцептивные фильтры, в значительной мере управляемые мотивациями и эмоциями. Сюда же относится и изучение стимулов. Вклад в картину мира животного вносит и совокупная животная практика (Мешкова, Федорович, 1994) в форме биологических сигнальных полей (Наумов, 1973) и культурных традиций (Hinde. Fisher,1951). Научение (бихевеоризм) (в частности проблема подражания) Мышление Акт мышления возникает только тогда, когда у субъекта есть соответствующая мотивация и нет готовых поведенческих программ для ее удовлетворения (Лурия,1976) Зоопсихология.

Восприятие Cенсорные возможности Перцептивные фильтры мотивации и эмоции. Стимулы - внешние события

Стимулы (раздражители) Условные-безусловные Ключевые (релизеры) Сверхстимулы

Cенсорные возможности Электрический угорь Зрение пчелы Органы чувств Зрение Слух эхолокация Обоняние Вкус Осязание термочувствит ельность чувствительно сть к колебаниям среды Восприятие напряженности электромагнит ного поля Эхолокация летучей мыши Термочувствительный орган змеи

Перцептивные фильтры Мотивации ощущаемые («опредмеченные» потребности Эмоции отражение вероятности удовлетворения потребности

Восприятие Cенсорные возможности Перцептивные фильтры мотивации и эмоции. Стимулы - внешние события

Научение изменение внутренней картины мира под влиянием опыта; установление причинно-следственных связей. Выработка условного рефлекса - сочетание условного и безусловного стимулов + подкрепление (положительное или отрицательное). Обратный процесс при отмене подкрепления - угасание. Инструментальное научение - метод «проб и ошибок». Животное реагирует прежде, чем получит подкрепление. Импринтинг Инсайт

Импринтинг

Инсайт (мысленное моделирование ситуации)

Мышление самораспознавание способности к счету курица ворона способность к экстраполяции