Урока развития речи в 11 классе Шайдуллиной Рамзии Тагировны, учителя русского языка и литературы МБОУ «Татарско-Баганинская СОШ» Чистопольского района Республики Татарстан
Тема урока Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ на морально-нравственную тему «Семья. Гармония взаимоотношений между поколениями».
Задачи: формулировать основную проблему текста и комментировать ее; определять позицию автора и отражать ее в сочинении; излагать собственное мнение по проблеме с привлечением нескольких аргументов; создавать текст-рассуждение на морально- нравственную тему; развивать письменную и устную монологическую речь учащихся; воспитывать уважительное отношение к пожилым членам семьи, стремление поддерживать их в трудные минуты.
Видеоролик Видеоролик «Воробей» О чем это видеоролик? Что вы можете сказать о взаимоотношениях отца и сына? Встречали ли вы когда-нибудь подобный случай? Как думаете, можно ли оправдать сына? Определите тему нашего сегодняшнего урока.
«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.» Послание к Ефесянам святого апостола Павла. Как вы понимаете эти слова?
Семья основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.кровном родстве малая группа Из учебника «Обществознание»
Композиция сочинения. Вступление. Сформулировать основную проблему. Прокомментировать проблему. Изложить авторскую позицию по проблеме. Изложить свое мнение по заявленной проблеме. Два аргумента. Заключение-вывод.
Авторитетное мнение: – мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа, общественного деятеля и т. п.; – цитата из авторитетного источника (Коран, Библия и др.); – мнение специалиста, эксперта; – обращение к опыту и здравому смыслу аудитории; – мнение очевидцев; – мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции); – общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе
...Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею. Виссарион Григорьевич Белинский Уж лучше совершить тяжелых сто грехов, Принять сто тяжких мук, сто обрести врагов, Чем, став ослушником, родителя обидеть. Чем не прийти к нему в тяжелый час на зов. Захиредцин-Мухаммед Бабур Не возноситесь друг перед другом, родные братья и сестры, и не обижайте друг друга ни словом, ни помышлением, но должен меньший брат повиноваться старшему, а старший о младшем должен постоянно заботиться. Аввакум Петров
Коран ставит доброе отношение к родителям на первое место сразу после поклонения Всемогущему : "И повелел вам Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и выказывать отношение доброе к родителям. Если достигнет возраста преклонного один из родителей или оба, то не говори с ними сердито, не ворчи на них и обращайся к ним уважительно. Осеняй их крылом смирения милосердного и говори: "Господи! Помилуй их [ведь они были добры ко мне], когда растили меня ребенком" (Коран, 17:23-24). В других местах в Коране говорится об огромной роли матери в рождении и воспитании дитя: "Заповедовали Мы человеку [почитать] родителей своих. Мать носила его, испытывая тягости, отлучила его от груди в два года. [Повелели Мы:] "Благодари Меня и родителей своих - ко Мне вернешься ты" (Коран,31:14). Особо красноречиво роль и место матери в жизни человека описаны Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует): "Один человек спросил Пророка: "Кого я должен уважать в первую очередь?" Пророк ответил: "Мать". "А кого потом", - спросил человек? "Мать", - ответил Пророк. "А кого после нее?" "Мать". "А после этого?" - спросил человек. "Отца" (Бухари и Муслим)..
Пятая заповедь из числа тех, которые были записаны на каменных скрижалях. предлагаю вам прочитать несколько наилучших комментариев, которые когда- либо были даны относительно пятой заповеди. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Родители имеют право на такую любовь и уважение, которыми не пользуется никто другой. Сам Бог, возложив на них ответственность за души, вверенные им, предопределил, чтобы в первые годы жизни детей родители были для них вместо Бога. И тот, кто отрицает законный авторитет своих родителей, отвергает авторитет Божий. Пятая заповедь требует от детей не только уважения, покорности и послушания по отношению к родителям, но также и любви и нежности, заботы о родителях, сбережения их репутации; требует, чтобы дети были для них помощью и утешением в преклонных годах.
Формулировки идеальных семейных отношений - В основе неразрывной связи поколений лежат отношения, основанные на уважении, любви, принятии свободы другого человека. -Конфликт поколений можно разрешить мирным путем, если поколение «детей» будет проявлять терпимость, а старшее поколение – мудрость. -Конфликт между отцами и детьми – это не закономерная неизбежность, а в большей мере следствие мыслей и поступков людей. -В противостоянии поколений всегда возможен компромисс, важно стремление к взаимопониманию. -Смягчить конфликт между отцами и детьми поможет искренность, доверие, и снисхождение друг к другу.
« Жить в настоящем нужно так, как будто это твое будущее».
Домашнее задание Написать сочинение-рассуждение на морально-нравственную тему «Семья. Гармония взаимоотношений между поколениями».