Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П ) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П ). Преподавание основ культур в школе осуществляется с нормами законодательства РФ: Конституцией РФ, законами РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Статья 14. Общие требования к содержанию образования. 4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Статья В Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Статья Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Статья 28. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания …
Статья 5. Религиозное образование. 2. Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учётом права ребёнка на свободу совести и свободу вероисповедания. 4. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация … предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.
Базовые национальные ценности Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Труд и творчество Наука Традиционные российские религии Искусство и литература Природа Человечество
Цель курса - Формирование у младшего подростка мотивации к осознанном нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрения. Основные задачи : Знакомство учащихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики. Развитие представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно - смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы. Развитие способностей младших школьников к обобщению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
1. Основы православной культуры ; 2. Основы исламской культуры ; 3. Основы буддийской культуры ; 4. Основы иудейской культуры ; 5. Основы мировых религиозных культур ; 6. Основы светской этики.
В течение 2010 – 2011 гг. преподавание учебного курса ОРКСЭ осуществляется в 19 субъектах Российской Федерации в экспериментальном режиме в 4 четверти 4 класса и 1 четверти 5 класса.
4 класс, четвертая четверть (17 часов ) Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час ). Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов ). 5 класс, первая четверть (17 часов ) Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов ). Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов ).