КЛАССИЦИЗМ 1
2 Литературное направление – Литературное направление – основные принципы, которыми руководствуется писатель, оценивая и изображая в художественных образах жизненные факты. Признаки литературного направления объединяет писателей определённой исторической эпохи; общее понимание жизненных ценностей и эстетического идеала; особый тип героя; стиль художественной речи; характерные сюжеты; излюбленные жанры; выбор художественных приёмов изображения жизни; мироощущение и миропонимание писателей.
3 Классификация литературных направлений Классицизм СентиментализмРомантизм Реализм
КЛАССИЦИЗМ -течение, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в веках как выражение идеологии абсолютной монархии. -В нём нашли отражение представления о гармонии, строгой упорядоченности мира, вера в разум человека. 4
КЛАССИЦИЗМ родина классицизма – Франция; высшая точка развития – конец 17 века, время царствования Людовика XIV. 5
Представители классицизма Западноевропейская литература Русская литература Корнель Буало Мольер Расин А.П.Сумароков М.М.Херасков М.В.Ломоносов Г.Р.Державин Д.И.Фонвизин Я.Б.Княжнин 6
Картина мира с точки зрения классицизма Бог Государство Человек «естественный», одержимый страстями - человек «общественный», разумный
Основной лозунг классицизма Подражание природе, где всё ясно, чётко, подчинено правилам. Произведение искусства должно быть подобно алгебраической формуле. В основе эстетики классицизма лежит рационализм ( от лат. ratio – разум)
Основной конфликт Чувство, страсть Долг, разум
Отличительные черты наследует традиции античного искусства; действия и поступки героев определяются с точки зрения разума; художественное произведение представляет собой логически построенное целое; строгое деление героев на положительных и отрицательных;строгое деление героев на положительных и отрицательных сюжет и композиция подчиняются принятым правилам (правило трёх единств: места времени, действия);сюжет и композиция подчиняются принятым правилам (правило трёх единств: места времени, действия); повествование должно быть объективным; значимость гражданской проблематики содержания. 10
Герои чётко делятся на положительных и отрицательных, ясно выражена авторская оценка. Каждый герой – носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в говорящих фамилиях. В драматургии господствовало требование трёх единств: 1. Единство времени: действие развивается не более суток; 2. Единство места: автор не должен переносить действие из одного места в другое. 3. Единство действия: одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (5 – 10), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, то есть нет побочных действий, персонажей.
Деление жанров Высокие Низкие Трагедия Комедия Поэма Басня Ода Сатира В них действуют герои, повествуется об общественной жизни. В них действуют обычные люди, повествуется о повседневной жизни. 12
«Письмо о пользе книг церковных в российском языке»(1758) - теория «трех штилей» М.В.Ломоносова: Высокий стиль - высокий, торжественный, величавый - это стиль героической поэмы, оды, ораторской речи. Средний стиль стиль всех прозаических театральных пьес, стихотворных посланий, сатир, эклог и элегий, а также научной и художественной прозы. Низкий стиль основан на исконно русской лексике, допускается и использование «простонародных низких слов» - это стиль эпиграммы, песни, комедии, эпистолярной и повествовательной бытовой прозы. Высокий стиль - высокий, торжественный, величавый - это стиль героической поэмы, оды, ораторской речи. Средний стиль стиль всех прозаических театральных пьес, стихотворных посланий, сатир, эклог и элегий, а также научной и художественной прозы. Низкий стиль основан на исконно русской лексике, допускается и использование «простонародных низких слов» - это стиль эпиграммы, песни, комедии, эпистолярной и повествовательной бытовой прозы.
Три «штиля» Три «штиля» по Ломоносову: Высокий штиль ода, героические поэмы, трагедии, ораторская речь. Средний штиль элегии, драмы, сатиры, эклоги, дружеские сочинения, послания,стихотворения Низкий штиль комедии, письма, песни, басни, эпиграммы 14
Особенности русского классицизма Период Характер периода Имена 1. Литература Петровского времени Переходный характер. Формирование светской литературы. Феофан Прокопович Формирование классицизма. Расцвет жанра оды. А.Д. Кантемир В.К. Тредиаковский М.В. Ломоносов А.П. Сумароков ая пол.70-ых годов Эволюция классицизма. Расцвет сатиры. В.И. Майков Н.И. Новиков В.В. Тузов 4. Последняя четверть века Начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических традиций Д.И. Фонвизин Г.Р. Державин А.Н. Радищев И.А. Крылов Н.М. Карамзин И.М. Дмитриев
-Сатирическая направленность; -Преобладание национально-исторической тематики; -Преимущественное развитие жанра оды и поэмы. Периоды русского классицизма: 1.30 – 50-е гг. XVIII в. Усилия писателей на этом этапе направлены на развитие просвещения и науки, создание литературы и национального языка е гг. – конец XVIII в. На первый план выдвигаются задачи воспитания человека – гражданина. Произведения гневно обличают личные пороки, препятствующие служению человека на пользу государства. 3. Конец XVIII в. – начало XIX в. Наблюдается спад классицизма. Усиливаются национальные мотивы. Писателей интересует уже не просто тип идеального дворянина, а тип русского идеального дворянина. Таким образом, русский классицизм на всех этапах отличала высокая гражданственность
Реформы в русском классицизме Первый этап: Василий Кириллович Тредиаковский, трактат «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий» (в 1735 г.) Второй этап: Михаил Васильевич Ломоносов «Письмо о правилах российского стихотворства», с приложением текста его первой торжественной оды «На взятие Хотина» в 1739 г. Третий этап - в 1748 г., Александр Петрович Сумароков в стихотворном дидактическом послании: напечатанные в 1748 г. отдельной брошюрой «Две эпистолы (В первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве)», впоследствии объединенные им под названием «Наставление хотящим быти писателем». Первый этап: Василий Кириллович Тредиаковский, трактат «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий» (в 1735 г.) Второй этап: Михаил Васильевич Ломоносов «Письмо о правилах российского стихотворства», с приложением текста его первой торжественной оды «На взятие Хотина» в 1739 г. Третий этап - в 1748 г., Александр Петрович Сумароков в стихотворном дидактическом послании: напечатанные в 1748 г. отдельной брошюрой «Две эпистолы (В первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве)», впоследствии объединенные им под названием «Наставление хотящим быти писателем».
Русская комедия – комедия характера Представь бездушного подьячего в приказе, Судью, что не поймет, что писано в указе, Представь мне щеголя, кто тем вздымает нос, Что целый мыслит век о красоте волос Представь латынщика на диспуте его, Который не соврет без «ерго» ничего. Представь мне гордого, раздута, как лягушку, Скупого, что готов в удавку за полушку. А.П.Сумароков Представь бездушного подьячего в приказе, Судью, что не поймет, что писано в указе, Представь мне щеголя, кто тем вздымает нос, Что целый мыслит век о красоте волос Представь латынщика на диспуте его, Который не соврет без «ерго» ничего. Представь мне гордого, раздута, как лягушку, Скупого, что готов в удавку за полушку. А.П.Сумароков
Принцип трех единств Единство времени (действие развивается не более суток). Единство места (в одном месте). Единство действия (одна сюжетная линия, действующих лиц не более 10).
Требования к классицистической композиции В пьесе, как правило, 4 акта – в третьем кульминация, в четвёртом развязка. Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами основных персонажей.
Требования к композиции В пьесе 4 акта. В третьем – кульминация, в четвертом - развязка. Пьесу открывают второстепенные герои, рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами основных персонажей.
Герои четко делятся на положительных и отрицательных героев. Каждый герой носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), это выражается в «говорящих фамилиях».
Система Амплуа «Система Амплуа» Амплуа – стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Идеальная героиня. Герой-любовник. Второй любовник. Резонер. Субретка.
Сюжет Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике»:Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике»: героиня герой-любовник второй любовник В конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует.В конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует. Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ 2, р.п.Сузун 24
Классификация страстей Связанные с эгоистическими желаниями, противоречащие общему благу скупостьлицемериелюбовь Находящиеся под контролем разума, не противоречащие общему благу мужество чувство долга честь
ИТАК: Правила построения литературного произведения в классицизме Идейная направленность: ярко выраженная воспитательная функция. Сюжет: в центре конфликт долга и чувства, личности и государства. Система образов: четкое разделение на безусловно положительных и отрицательных героев. Система сценических амплуа. Композиция: правило «триединства» (места, времени и действия).
Контрольные вопросы * Контрольные вопросы Как исторически обусловлено формирование классицизма как эстетического направления? Каков смысл названия направления? Каковы основные принципы классицизма? Назовите писателей-классицистов. В чем состоит своеобразие литературных произведений классицизма?