Модернистские течения в литературе Серебряного века.
КЛАССИЦИЗМ (XVIII век) СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (нач. XIX века) РОМАНТИЗМ (20-30 е гг. XIX века) РЕАЛИЗМ (30 е гг. XIX века – нач. XX века)
РЕАЛИЗМ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА «СТАРЫЕ» «НОВЫЕ» реалисты: реалисты: Л.Н.Толстой, И.А.Бунин, А.П.Чехов, А.И.Куприн, В.Г.Короленко. М.Горький
Модернистские течения в литературе Серебряного века. Модернизм (от франц. – новейший, современный») – общее назв ание новых (нереалистических) явлений в литературе Серебряного века.
РУССКИЙ МОДЕРНИЗМ СИМВОЛИЗМ ИМАЖИНИЗМ АКМЕИЗМ ФУТУРИЗМ
РУССКИЙ МОДЕРНИЗМ СИМВОЛИЗМ ИМАЖИНИЗМ АКМЕИЗМ ФУТУРИЗМ «крестьянские поэты»
РУССКИЙ МОДЕРНИЗМ СИМВОЛИЗМ ИМАЖИНИЗМ АКМЕИЗМ ФУТУРИЗМ «крестьянские «промежуточный поэты» фен Омен» (Л.Андреев)
РУССКИЙ МОДЕРНИЗМ СИМВОЛИЗМ ИМАЖИНИЗМ АКМЕИЗМ ФУТУРИЗМ Самобытные «крестьянские явления «промежуточный поэты» (Ин.Анненский) фен Омен» (Л.Андреев)
РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ
РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ - первое литературное течение модернизма в России (1890 е – 1910 е гг.)
Осн-е этапы форм-я русским взма:
1892 г. – лекс. Дм.Мережковского «О прич-х упадка и о нов. теч-х соврем-й рус. лит-ры».
Осн-е этапы форм-я русским взма: 1892 г. – лекс. Дм.Мережковского «О прич-х упадка и о нов. теч-х соврем-й рус. лит-ры» гг. – изд. 3 х сборн-в «Русские символисты».
СИМВОЛИСТЫ «старшие» «младшие» (=«младосимволисты»): московские: петербургские: А.А.Блок, Вал.Брюсов, Дм.Мережковский, Андр.Белый, Конст.Бальмонт, Зин. Гиппиус Вяч. Ив анов Фёд. Сологуб симв-зм как симв-зм миропонимание: как поэтич.шк. религиоз-филос. мышл-е глав. отличие НЕ в возрасте, а в разнице мироощ-ий и направленности творч-в а
СИМВОЛИЗМ = ДЕКАДЕНТСТВО 1 из лит-ных теч-й умонастроение всей эпохи
Основ-е идеи симв-зма: Конструир-ние мира в проц. творч-в а Творч-во выше позн-я: искус. есть «постижение мира иными, не рассудоч-ми путями» (Вал.Брюсов) Творч-во – подсознательно-интуитивное созерц-е тайных смыслов, доступ-х лишь творцу: поэзия есть «тайнопись неизречённого» (Вяч. Ив анов) Ценность стих-ной речи – в «недосказ-ти», «утаённости смысла».
Основ-е идеи симв-зма: Част.образ-е к мифам мифотворч-во жизнь как мифотворч-во (Фёд.Сологуб, Зин.Гиппиус) Интенсив-ть метафорич-го строя множ-во ассоциаций Элитарность, ориентация на чит-соавтора, творца
Эстетич-е категории симв-зма:
поэтич-й образ, выражай СУТЬ к-ловля
Эстетич-е категории симв-зма: поэтич-й образ, выражай СУТЬ к-ловля
Эстетич-е категории симв-зма: поэтич-й образ, выражай СУТЬ к-ловля «Символ – окно в бесконечность» (Фёд.Сологуб) Символ… неисчерпаем и беспределен в св.знач-и (Вяч. Ив анов)
Эстетич-е категории симв-зма: поэтич-й образ, выражай СУТЬ к-ловля «Символ – окно в бесконечность» (Фёд.Сологуб) Символ… неисчерпаем и беспределен в св.знач-и (Вяч. Ив анов) Недосказ-ть, утаён-ть смысла
Эстетич-е категории симв-зма: поэтич-й образ, выражай СУТЬ к-ловля «Символ – окно в бесконечность» (Фёд.Сологуб) Символ… неисчерпаем и беспределен в св.знач-и (Вяч. Ив анов) Недосказ-ть, утаён-ть смысла Расчёт на чит-ля (творца, соавтора)
СИМВОЛ = АЛЛЕГОРИЯ МНОГОЗНАЧЕН ОДНОЗНАЧНА САМОСТ-Я ЗНАЧИМ-ТЬ ОБРАЗ – ЛИШЬ ОБРАЗА ОЛИЦЕТВОР-Е («Незнакомка» А.А.Блока) АБСТРАКТН.ПОНЯТИЯ (Лиса = Хитрость в баснях)
общемировоззренч-й технич-й аспект аспект Высш.форма творч-в а: Особое внимание даёт max своб. самовыраж-я к ФОРМЕ стиха: творцу и max своб. воспр-я max использ-е звук-х и слуш-лю. ритмич-х возмож-тей поэзии (Кон.Бальмонт!!!) АССОНАНСЫАССОНАНСЫ АЛЛИТЕРАЦИИАЛЛИТЕРАЦИИ ЗВУКОПИСЬ
СИМВОЛИЗМ В ЖИВОПИСИ Михаил Врубель
Михаил Врубель. «Пан»
Михаил Врубель «Царевна-Лебедь»
Михаил Врубель. «Демон сидящий»
Гюстав Моро. «Орфей»
Бёрдслей. «Смерть Пьеро»
СИМВОЛИЗМ В МУЗЫКЕ Скрябин «Мечты» Послушайте музыкальный фрагмент. Какое настроение создаёт эта музыка? Какие ассоциации вызыв ает?