Педагогический проект «Математика в профессии «Автомеханик»» Преподаватель математики и информатики: Акназаров Гафур Рифович Филиал БУ «Игримский профессиональный колледж» Приобье, 2014 г.
Цели проекта: 1. Выяснить, нужны ли знания математики в профессии автомеханика. 2. Выяснить, какие именно математические знания, умения и навыки необходимы автомеханику на определенных этапах работы. 3. Рассмотреть возможности решения производственных задач с применением математического аппарата.
Математика в профессии автомеханика. Математика нужна всем людям на земле. Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние. Если бы человек не знал математику, он не смог бы изобрести самолет, автомобиль, телевизор, холодильник и любую другую технику или программу. Математика нужна в истории, в физике, черчении и даже в русском языке. Математика позволяет человеку думать.
Характеристика профессии. Автомеханик - это рабочий широкого профиля, который выполняет операции по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, контролирует техническое состояние автомобилей с помощью диагностического оборудования и приборов, управляет автотранспортными средствами. Следовательно, математика в этой профессии просто необходима.
Область автомобиля, где понадобятся знания математики. 1. Автомобильные фары; 2. Выбор ламп для фар; 3. Изготовление шестерен; 4. Подбор поршней к цилиндрам; 5. Регулировка люфта рулевого колеса.
Область автомобиля, где понадобятся знания математики. Автомобильные фары Для того, чтобы зеркало фар отражало лучи параллельным пучком, зеркалу нужно придать форму параболоида вращения, внутри которого в определенной точке ( в фокусе) находится лампочка. Параболоид вращения -это поверхность, которая образуется при вращении параболы вокруг ее оси. В курсе алгебры 8 класса изучали тему: График функции у=ах 2 и ее свойства
Область автомобиля, где понадобятся знания математики. Лампы для фар. Ксеноновый свет обеспечивают лучшую видимость для водителя. Световой поток ксеноновых ламп в 2,8 раза мощнее (достигает 3200Лм) галогеновых ламп и ксенон дает в 2,5 раза более дальнее освещение. Геометрия освещенного участка дороги также улучшается, поскольку пучок света фары, оснащенной ксеноновой лампой, шире. Ресурс ксеноновых ламп в 45 раз превышает ресурс обыкновенных ламп, но при этом потребляемая мощность ксеноновых ламп в 1,5 раз меньше галогеновых ламп. Срок службы галогеновй лампочки равен четыремстам часам, а ксеноновая лампа прослужит вам более трех тысяч часов Маленькое энергопотребление ксеноновых ламп, в свою очередь, уменьшает нагрузку на генератор. Уменьшается расход топлива, это приводит к уменьшению вредных выбросов в атмосферу
Область автомобиля, где понадобятся знания математики. Изготовление шестерен Чтобы изготовить шестеренку надо окружность разделить на n- равных частей. С этой задачей мы встречались на уроках геометрии: научились при помощи циркуля, линейки и транспортира делить окружность на любое количество равных частей. An= n-2/4*180' Формула для вычисления угла правильного n-угольника
Область автомобиля, где понадобятся знания математики. Подбор поршней к цилиндрам Для подбора поршней к цилиндрам вычисляют зазор между ними. Зазор определяется как разность между замеренными диаметрами поршня и цилиндра. Номинальный зазор равен 0,025-0,045 мм, предельно допустимый – 0,15 мм. Диаметр поршня измеряется микрометром в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 51,5 мм от днища поршня.
Область автомобиля, где понадобятся знания математики. Регулировка люфта рулевого управления. Запустить двигатель и установить колеса прямо. Слегка повернуть рулевое колесо в одну и другую сторону. В случае, если люфт составляет более 30 мм, необходимо проверить рулевое управление и все детали рулевого механизма на чрезмерный люфт. На легком автомобиле люфт не должен превышать 10' На грузовом автомобиле люфт не должен превышать 25' На автобусе люфт не должен превышать 20'
Решение производственных задач с применением математического аппарата. Задача 1 Решение: Индикаторная мощность ДВС на маховике равна 150 л.с. Чему равна эффективная мощность этого ДВС? Эффективная мощность всегда меньше индикаторной на 10%-15%, так как часть индикаторной мощности расходуется на преодоление сил трения % = = 135 л.с.
Задача 2 Решение: Решение производственных задач с применением математического аппарата. Определить тормозной путь легкового автомобиля с V=80 км/ч на сухом асфальтобетоне, если при V=40 км/ч он составляет 14,5 метров. Тормозной путь примерно равен квадрату скорости. Если при 40 км/ч, Т. Путь = 14.5, то при 80 км/ч: 14,5*4~58 метров
Решение производственных задач с применением математического аппарата. Задача 3 Решение: Реакция водителя не должна превышать 1 сек. Какое расстояние пройдет автомобиль за 1 секунду при V=80 км/ч? Для точного подсчета расстояния, пройденного автомобилем за секунду, нужно умножить скорость на 1000 и разделить на *1000/3600 ~ 22 метра. Для быстрого подсчета нужно отбросить от скорости ноль и умножить на 3 80:10*3 ~ 24 метра.
Решение производственных задач с применением математического аппарата. Задача 4 Решение: Определить безопасную дистанцию при V=90 км/ч. Безопасной считается дистанция, которую автомобиль проходит за 2 секунды Чтобы узнать безопасную дистанцию, мы должны узнать расстояние, пройденное автомобилем за секунду, и умножить её на 2 (90:10*3)*2=27*2~54 метра
Решение производственных задач с применением математического аппарата. Задача 5 Решение: Выдержит ли ледяная переправа грузовой а/м КАМАЗ 4310 массой кг, если толщина льда 45 см? Нужно высчитать минимальную допустимую толщину льда по формуле, Где Н толщина льда, а р масса автомобиля: H=11* p H=11* p = 11* 16000= 11*4 = 44 см