Формирование учебной самостоятельности младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.
Признаки самостоятельной работы: Наличие задания учителя Руководство учителя Самостоятельность учащихся Выполнение задания без непосредственного участия учителя Активность учащихся
1 2 3 = = = = = = 1
Вариант 1: (1 + 2):3 = 1 1(2 + 3) – 4 = 1 (1 + 2) 3:(4 + 5) = – – 6=1 1( ): 5 + б – 7 = 1 ( ): (4 + 5 – 6) + 7 – 8 = 1
Вариант 2: (1 + 2): 3 =1 1 – 2 + З – 4 = 1 ((1 + 2) :3 + 4): 5 = 1 ((2 + З – 4) + 5): 6 = 1 (((1 + 2): 3 + 4): 5 + 6): 7 = 1 ((( – 4) + 5): 6 + 7): 8 = 1
Практика организации самостоятельной работы позволила сформулировать условия, способствующие ее эффективности: Наличие системы в использовании заданий для организации самостоятельной работы. Разработка планирования заданий самостоятельной работы, как по форме, так и по содержанию. Соответствие уровня сложности заданий уровню учебных возможностей учащихся. Соблюдение оптимальной продолжительности самостоятельной работы (не более 15–20 мин) при проектировании урока. Последовательное усложнение содержания задач самостоятельной учебной деятельности учащихся. Четкое формулирование цели заданий и сочетание контроля с самоконтролем, оценки с самооценкой. Стимулирование учащихся к выбору заданий высокого уровня сложности. Разумное сочетание самостоятельной работы с другими формами и методами обучения.
Развитие познавательной активности и самостоятельности детей проходит эффективнее, если на уроках математики используются определенные задания. К ним относятся: задания, не сводящиеся к известным способам решения; задания, способствующие созданию проблемной ситуации; задания, предусматривающие использование жизненного опыта детей; задания, несущие элементы занимательности; задания, имеющие практическую значимость; задания, допускающие разные способы решения.
Использование ИКТ в учебном процессе дает возможность эффективно решать актуальнейшие задачи начального образования: Повышать познавательную мотивацию, делая процесс обучения интересным и продуктивным. Развивать навыки самостоятельности и самоконтроля. Включить в работу всех детей класса. Обеспечить эффективность урока и успешность каждому ученику. Достичь оптимального общего развития каждого школьника, развивая его мышление, волю, чувства,нравственные представления.
Единая коллекция ЦОР – здесь имеется возможность найти любой материал по интересующей вас теме. Электронные версии газеты «Начальная школа» Издательского дома «Первое сентября» находятся на сайте Свой сайт имеет и популярный детский литературно-художественный журнал «Мурзилка» - В журнале печатаются сказки, рассказы, пьесы, стихи. Его номера содержат конкурсы, викторины, самоделки, а также материалы, дополняющие программу начальной школы, рекомендованные Министерством образования и науки РФ. Учителям начальной школы могут быть полезны и следующие сайты: - сайт «Учительской газеты»; Внеклассные мероприятия к любому празднику - Проектная деятельность в начальной школе - html
Программа-максимум для любого творчески работающего учителя – довести как можно больше детей до четвертого уровня самостоятельности 4. Перенос знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятий решений, выработка гипотетического аналогового мышления.
Литература: Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей \ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М.: Учпедгиз, Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980.